Возможно ли христианство без Христа? Для искренно верующего и вдумчивого человека ответ очевиден – нет! Но к глубокому сожалению сейчас набирает силу опасная тенденция спекуляции евангельскими ценностями: затрагивая тему нравственности, стараться не упоминать имени Бога…
Концепция «безрелигиозного христианства» давно соблазняет околоцерковных писателей и светских гуманистов, которые видят за ней будущее, но историческая ретроспекция спешит нас уверить в обратном.
Так, желание европейских мыслителей эпохи Возрождения уйти от «оков веры», мешающих, по их мнению, полноценному развитию человека, нашло свое воплощение в воспевании гуманизма. Античные идеи, которые ставили человека в центр мироздания, были переосмыслены и переоценены; все материальные и нематериальные ресурсы предлагалось направить для обеспечения максимально комфортной и безопасной биологической жизни, которая признавалось единственно возможной, предлагалось признать высшим судьей – человеческий разум, а христианскую этику – результатом эволюционного развития.
Гуманизм – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству…
(по определению Американской ассоциации гуманистов)
Попытки приспособить учение Церкви к гуманистическим идеям, чтобы сделать христианство популярным, привлечь больше сторонников (именно сторонников, а не верных прихожан – учеников Христовых) оказались провальными, т.к. требовалось исключить само бытие Бога, что развивало мировоззренческую шизофрению.
В контексте данного размышления уместно привести слова митрополита Тихона (Шевкунова), произнесенные им совсем недавно: «Христос – человеколюбец, а не гуманист» (авторская передача В. Легойды «Парсуна» от 03.05.2020г).
Гуманизм – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни… Гуманизм не теистичен (т.е. онотвергает Бога) и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.
(по определению Устава Международного гуманистического и этического союза)
В начале XX века либеральные протестантские теологи, а за ними и католические модернисты, решили пойти на компромисс с миром века сего еще раз.
Согласно предлагаемой модели, христианин призывается спрятать веру в глубинах своего сердца, не привлекая внимания широкой общественности к личному религиозному чувству и духовной практике. Проповедь Евангелия, по мнению авторов такой модели, должна заменяться добрыми делами, что откроет сокровенный смысл библейских понятий без «навязчивых церковных интерпретаций». Образ христианина как ученика Спасителя, последовательного исполнителя Его заповедей, должен быть вытеснен образом «хорошего человека», который исполняет нравственный закон, придерживается основных этических норм.
Такое лукавство не принесло положительного эффекта; наоборот наметился отток верующих, ослабление духовной ревности, обмирщение богословия и размытие догматических границ. После интенсивного продвижения вышеописанных алгоритмов, общая секуляризация западного общества начала ускорятся, с высоких трибун всерьез заговорили о постхристианском мире, где для Бога просто не осталось места…
Процессы интеграции церковной общины в «современную, высококультурную и высокотехнологичную цивилизацию», навязываемые либерально настроенными «патриотами» и прогрессивными богословами, содержат и призывы к принятию проповеди о христианстве без Христа: редкие ссылки на Священное Писание, тем более на святых отцов и подвижников благочестия, замещение этих ссылок частым упоминанием мнений известных философов, писателей и ученых, акцент на нравственную жизнь, без упоминания Источника законов этой нравственности и пр.
Что же делать?
Каков ответ на этот вызов должен быть у нас, тех, кто именует себя православными христианами, чадами Русской Православной Церкви? Однозначно один – сопротивляться этому тлетворному веянию и держаться Того, кто избавил нас от рабства греху и закона смерти. Верность Богу и Его Святой Церкви – это то, что убережет нас от грубых ошибок, не даст уйти с правильного пути, поможет держаться двухтысячелетней святоотеческой традиции!
И в апостольские времена имя Господа нашего Иисуса Христа вызывало отторжение у тех, кто осознанно или бессознательно относил себя к врагам Спасителя, кто пытался прекратить распространение Евангелия, стирая из истории человеческого рода всякое упоминание о пришествии Мессии.
Постараемся не забывать Святое Имя, которым мы научены тем добродетелям, права на которые сейчас похищаются вороватыми лицемерами, будем торжественно утверждать основы Православия, отбрасывая в сторону сорняки, пытающиеся заглушить ростки Истины, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
иеродиакон Агафангел (Давлатов)