Сегодня 80-летие отмечает легендарный Хаяо Миядзаки

«Создание единого мира происходит из огромного количества фрагментов и хаоса” – Хаяо Миядзаки.

На протяжении многих лет японский художник Хаяо Миядзаки создавал необычные, волшебные и причудливые миры, в которых и дети, и взрослые могут потеряться внутри. Соучредитель одной из крупнейших анимационных студий в мире, Studio Ghibli, Миядзаки снял такие шедевры, как  Spirited Away  и  Princess Mononoke,  которые снискали ему признание критиков, а также огромную популярность в мировом масштабе. В его 80-летие мы познакомимся с жизнью великого художника-аниматора и тем, как он навсегда изменил ландшафт анимации.

Миядзаки родился в Токио в 1941 году и был вторым из четырех сыновей в зажиточной семье. Его отец, Кацудзи Миядзаки, работал директором семейной компании, которая производила рули для истребителей во время Первой мировой войны. Поскольку эти детали пользовались большим спросом в период военной паранойи и глобальных потрясений, бизнес процветал, и семья Миядзаки процветала. Это также стало причиной того, что Миядзаки стал настолько одержим идеей полета, исследуя ее во многих своих работах, но особенно в своем относительно недавнем фильме 2013 года  «Ветер поднимается».. В 1944 году семья переехала из Токио в Уцуномия, опасаясь американского нападения, но им пришлось снова эвакуироваться из своего нового дома, когда город подвергся бомбардировке в 1945 году. Травматический опыт способствовал росту пацифистских взглядов, которые впоследствии стали устойчивыми. художественное высказывание, наиболее ярким примером которого является его шедевр 1984 года «  Наусикая в долине ветров».. Когда ему было около шести лет, матери Миядзаки диагностировали туберкулез позвоночника. Хотя она скончалась в 1981 году в возрасте 71 года, она страдала от этого ужасного состояния в течение восьми лет, и это причинило огромную боль молодому Миядзаки. Больше всего на свете он восхищался своей матерью: женщиной, которая боролась с опасной для жизни болезнью и постоянно подвергала сомнению регрессивные, консервативные социальные нормы того времени. Она оказала такое формирующее влияние на Миядзаки, что это побудило его использовать болезнь матери в качестве повествования в своей блестящей работе «  Мой сосед Тоторо»  (1988), а также вдохновило его на то, чтобы во многих своих фильмах он играл сильных женских персонажей. Позже он сказал об этом художественном выборе:

«Во многих моих фильмах сильные женские роли – смелые, самодостаточные девушки, которые не думают дважды, чтобы бороться за то, во что они верят всем своим сердцем. Им понадобится друг или сторонник, но не спаситель. Любая женщина так же способна быть героем, как и любой мужчина».

Миядзаки стал активно интересоваться анимацией еще в старших классах школы, изначально стремившись стать художником манги. Однако он обнаружил, что может рисовать только те объекты, с которыми был знаком с детства: самолеты, танки и линкоры. Для многих читателей станет странным откровением, что когда Миядзаки только начинал, он не мог привлечь людей, чтобы спасти свою жизнь. Формы на бумаге были слишком чужды уму начинающего художника. Именно эту слабость он превратил в одну из своих самых сильных сторон, наблюдая за тем, как люди двигаются и, что более важно, что их мотивирует. 

Центральный элемент анимационного реализма Миядзаки, его персонажи движутся с духовной энергией, а не с механической точностью. Теперь стареющий художник критикует компьютерных инженеров за игнорирование этого жизненно важного аспекта анимации, за то, что они не уделяют должного внимания внутренним желаниям персонажей и сосредотачиваются на бездумном воссоздании динамики. На него повлияли художники манги, такие как Тетсудзи Фукусима и Осаму Тэдзука, но он уничтожил множество своих ранних набросков, потому что чувствовал, что его собственный стиль не просвечивает в его работах, и он только копировал своих кумиров. В 1958 году его вера в силу анимации укрепилась, когда он стал свидетелем грандиозного зрелища, ставшего первым в Японии цветным полнометражным аниме: «  Панда и волшебный змей».. В 1963 году он окончил университет со степенью в области политологии и экономики, где он также углубился в изучение детской литературы в качестве члена  «Исследовательского клуба детской литературы» .

В 1963 году, после того, как он присоединился к Toei Animation в качестве нового аниматора, он продолжил свое раннее кинематографическое присутствие и работал над несколькими аниме-фильмами, включая режиссерский дебют Исао Такахаты «  Великое приключение Хоруса, принца солнца» . Это было началом сотрудничества на протяжении всей жизни с Такахатой, который впоследствии стал режиссером собственных шедевров Studio Ghibli, таких как  Grave of the Fireflies . За это время Миядзаки также многому научился у своего наставника, японского аниматора Ясуо Оцука. Он покинул Toei в 1971 году вместе с Такахатой и работал с ним в различных крупных студиях, уделяя особое внимание созданию манги. Поработав главным аниматором в стольких проектах, он наконец-то получил шанс снять свой первый крупный художественный фильм: «  Люпен III: Замок Калиостро», в 1979 году, и его новый путь был установлен.

Хотя фильм не имел первоначального кассового успеха, в последующие годы он стал культовой классикой. «Замок Калиостро», предшественник некоторых поистине фантастических шедевров Миядзаки,   использовал уникальное сочетание визуальных и культурных отсылок, которые сформировали эволюцию анимации. В настоящее время фильм считается влиятельной работой в прославленной фильмографии Миядзаки, и многие критики полагают, что он вдохновил Стивена Спилберга на создание культового   сериала « Индиана Джонс ». Это ознаменовало начало восхождения Миядзаки к вершине анимации, проложив путь к его следующему шедевру 1984 года:  Навсикая в Долине Ветров .

Задуманный в предыдущие годы как популярный сериал манги, Миядзаки мечтал о постапокалиптическом мире, в котором природе угрожает технологическое оружие того времени. Потрясающая антивоенная работа, которая также затрагивает нюансы экокритики,  Навсикая в Долине Ветров. регулярно считается одним из лучших когда-либо созданных аниме-фильмов. Это также дало представление о его тенденции подчеркивать свое искусство с чувством синтоистской религии, пантеистической системы верований, которая настаивает на том, что божественность существует во всех живых существах. Следовательно, нападение на природу – это нарушение божественного порядка. После выхода фильма Миядзаки основал Studio Ghibli в 1985 году вместе с Такахатой, Ясуёси Токума и Тошио Судзуки. Компания выпускала один блестящий фильм за другим, начиная со своего первого проекта: « Лапута: Замок в небе» . Им приходилось одновременно работать над двумя величайшими фильмами, которые они когда-либо создавали: пронзительным «Могилом светлячков» Такахаты  и причудливым «Мой сосед Тоторо» Миядзаки. . Последний представляет собой изящно созданное вручную произведение искусства, которое позволяет зрителю войти в волшебный мир, полный загадочных существ, реальность, которая видна только детям, потому что их сердца еще не испорчены современностью. Персонаж Тоторо стал символом надежды и утешения для детей во всем мире, потому что Тоторо уверяет их, что магия все еще существует в отдаленных уголках эксплуатируемых территорий. Вы просто должны его искать. Миядзаки считает:

«Тем не менее, даже среди ненависти и кровавой бойни стоит жить. Возможны прекрасные встречи и прекрасные вещи ».

Многие считают, что «Мой сосед Тоторо»  стал апофеозом художественного мастерства Studio Ghibli, потому что это по-прежнему один из их самых популярных фильмов, и критики регулярно отмечают его как один из величайших фильмов, когда-либо созданных. Однако самые большие успехи Миядзаки были еще впереди. 

Его фантастический эпос 1997 года «  Принцесса Мононоке»  является логическим продолжением его ранних экспериментов с анимацией и экокритикой. Это аллегорический шедевр, изображающий битву между лесными богами и людьми, которые продолжают относиться к природе без всякого почтения. Принцесса Мононоке с сильной главной героиней и прекрасным визуальным переводом поэтического повествования Миядзаки.  искусство в его наиболее вдохновляющей форме. Способность Миядзаки сохранять иммерсивный реализм в сюрреалистическом мире не имеет себе равных, и этот навык полностью показан в этом фильме. Он стал первым полнометражным анимационным фильмом, получившим приз Японской академии за лучший фильм. Это был также первый фильм Миядзаки, который привлек большую американскую аудиторию, побудив Роджера Эберта написать в своем обзоре, что это «один из лучших фильмов года». Успех принцессы Мононоке был бы превзойден самим Миядзаки, благодаря огромным достижениям в том, что, вероятно,  является определяющим шедевром Миядзаки: «  Унесенные призраками» .

Выпущенный в 2001 году,  Spirited Away это философская и фантастическая история молодой девушки, которая теряется в лабиринте заведения, часто посещаемого сверхъестественными существами. Не желая подчиняться женоненавистническим стереотипам такого рода сюжетных материалов, Миядзаки создает главного героя, который всегда борется за себя и свою семью. У нее есть собственная свобода действий, и она полностью способна найти свой собственный путь, даже если она оказалась в ловушке странного и страшного мира. Фильм представляет собой потрясающий кинематографический перевод синтоистской традиции, в котором религиозный подтекст смешан с уникальными образами и характерным сюрреализмом. Помимо того, что он стал самым успешным и самым прибыльным фильмом в истории Японии, он также стал первым нарисованным от руки анимационным фильмом не на английском языке, получившим «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм. Влияние  Spirited Away можно легко увидеть в таких постановках Disney, как «  Храбрый»  (2012 г.) и «  Холодное сердце»  (2013 г.), благодаря усилиям Джона Лассетера (креативного директора Pixar) по представлению его западной аудитории. 

Studio Ghibli уже заключила сделку с Disney в 1996 году, но она не была идеальной, потому что Disney не сдержал своего обещания. Они изменили работы Миядзаки, изменив концовки и добавив диалоги, которых не было в оригинальных фильмах. Дисней также отказался продавать фильмы Studio Ghibli в своих магазинах, пытаясь направить аудиторию на свои собственные проекты. Несмотря на все это, художественный гений Миядзаки помог сделать Studio Ghibli культурной иконой, а также глобальным явлением.

Несмотря на то, что ранние работы Studio Ghibli получили большую часть критики и всеобщее признание, Миядзаки продолжал создавать поистине впечатляющие произведения анимационного чуда. Такие фильмы, как  «Движущийся замок» Хаула  (2004 г.), «  Сверху на Поппи-Хилл»  (2011 г.) и  «Ветер поднимается»  – все это примеры приверженности Миядзаки своему последовательному видению, огромного художественного достижения, за которое он был удостоен Почетной премии Академии в 2014 году. фильмы повлияли на эстетическое восприятие аниматоров, а также таких режиссеров, как Уэс Андерсон, Гильермо Дель Торо и других. Фактически, Лабиринт Дель Торо  Пан позаимствован из темных и сюрреалистических миров Миядзаки, в то время как сам Уэс Андерсон признался, что был вдохновлен как Миядзаки, так и Акирой Куросавой при создании своего анимационного фильма 2018 года “  Остров собак ” . В интервью он сказал: «С Миядзаки вы получаете природу и моменты покоя, своего рода ритм, который не так уж характерен для американской анимационной традиции». 

Революционные эксперименты, которые Миядзаки и его коллеги проводили в Studio Ghibli со второй половины прошлого века, сформировали не только будущее анимации, но и кинопроизводства в целом. Для людей, которые отваживаются окунуться в богатый мир аниме, фильмы Studio Ghibli почти всегда являются отправной точкой, а имя Миядзаки сияет ярче всех. Он настаивает на том, что он пытается снимать фильмы, чтобы дети чувствовали себя хорошо в мире, и будет справедливо сказать, что он превысил свою цель, помогая поколению за поколением молодых зрителей наблюдать магию, которая существует в обыденном.

Миядзаки сейчас 80, но он не собирается сбавлять обороты. Трудный надсмотрщик и требовательный автор, он продолжает подталкивать свою команду к достижению самого лучшего. Сообщается, что он работает над своим последним проектом под названием  How Do You Live? , рисовать все вручную и повышать качество анимации за счет рисования большего количества кадров. Это будет его последний вклад в мир анимации и кино, горько-сладкое прощание с стремительной карьерой одного из величайших людей всех времен. Когда его спросили о его мотивации сделать этот последний фильм, его коллега Тошио Судзуки сказал, что Миядзаки делал это для своего внука, чтобы сказать:

«Дедушка скоро переходит в другой мир, но он оставляет этот фильм, потому что любит тебя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *