Виктор Сухоруков в роли русского Монте-Кристо. Премьера спектакля «Странник» на сцене Театра имени Моссовета

Истории мстителей, особенно благодаря архетипу благородного графа Монте-Кристо, введенному в мировую культуру великим французским романистом, всегда выглядят привлекательными, несут флёр романтичности и справедливости. В своеобразную полемику с месседжем о святости мщения, которую излишне прямолинейно воспринимали и выводили массы из романа Александра Дюма, сто лет назад вступил Максим Горький, и именно его пьеса «Старик», посвященная этой проблеме, легла сегодня в основу премьерного спектакля «Странник», поставленного в Театре имени Моссовета.

Наш, исконно-посконный Монте-Кристо, исполняемый Виктором Сухоруковым, который перетекает словно ртуть из одного эмоционального состояния в другое и филигранно меняет модели общения, столь же одержим идеей справедливого возмездия как и его французский литературный двойник. Однако, создаваемый им образ старика-странника гораздо более страшен и безжалостен в отношении своих врагов, чем герой одноименного романа Дюма с его ресурсами и изощренными планами мести. Перед нами предстает тихо и постепенно вползающий на первый план Странник, он же странный, омертвелый человек, странный для этого энергичного и живого мира, живущего своими радостями, страстями и интригами. Но, мило улыбаясь и откровенно балагуря в тон изначально взятому шумному и бравурному ритму спектакля, персонаж Сухорукова маниакально хочет разрушить этот мир и уничтожить его главного носителя, к которому у него накопился свой, извращенно понимаемый счет. 

«Kоли я – в горе, так ему – вдвое! …Счастливых я не люблю, счастливый – он гладкий, за него не ухватишься, выскользнет, как мыло», – вот квинэссенция его взглядов, которые разжигает не очищающее пламя мести, а таит в себе черная пропасть злобной ненависти и зависти. И пропасть эта действительно бездонна: в финале Странник хоть и растерян неожиданным уходом персонажа,  назначенного на роль врага, решительно покончившего с собой и мучившей его моральной пыткой, но отнюдь не отказывается от своей озверелой ненависти к миру и продолжает нести разрушение.

Единственную активную и осмысленную попытку противостоять этой концентрированной злобе попыталась реализовать Софья, героиня Евгении Крюковой. Она очень тонко передала тот короткий миг, когда озадачила и испугала своим напором Странника, а также позволила зрителям поверить в возможную её победу и хэппи-энд. Однако, даже интеллекта и шарма этой незаурядной женщины не хватило, чтобы преодолеть пещерную ненависть, действующую на основе животных инстинктов. Сцена их разговора наедине – одна из сильнейших в спектакле! – вызывает просто биологическое отвращение.   

Режиссер Юрий Еремин, всегда очень остро рисующий драматический конфликт, вернулся к пьесе Горького спустя тридцать лет после своей первой постановки и поместил действие, судя по костюмам и сценографии, в некое альтернативное временное пространство середины прошлого века, в котором не было революции, а соответственно советского периода. Поначалу, подобное решение казалось не совсем однозначным, но по ходу действия начинаешь осознавать, что именно таким уродливым и могло бы быть наше прошлое, сохранись каторги, странноприимные дома и ненавидящие всё и вся прототипы Странника. К сожалению, нам досталось это уже сейчас, в наши дни… Месть безусловно уродует душу, но как пьеса Горького в дни своей первой постановки в Советской России в 1919 году передавала всё неприятие рухнувшего старого мира и его носителей, в том числе с извращенных позиций своего главного героя, так и теперь «Странник» на сцене Театра Моссовета звучит тревожным звонком о конфликте мира успеха и вышвырнутых на его обочину маргиналов.       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *