Накануне празднования Нового Года Театр имени Евгения Вахтаногова представил на Симоновской сцене свою версию пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца» – произведения непростого, можно сказать неформатного, отчего-то считающегося крамольным, а на самом деле сатирически беспощадного по отношению ко многим, увы, непроходящим явлениям нашей жизни. Написанная почти 100 лет назад она так и не получила возможности «выстрелить» в тех непростых социально-политических обстоятельствах, однако лихо закрученная автором история советского человека Семена Семеновича Подсекальникова, решившего в отместку чуть ли не мирозданию свести счеты с жизнью, в постановке Павла Сафонова вызывает немалое количество аллюзий и параллелей с новыми «ревущими двадцатыми» уже века 21-го.
Личный бунт типичного обывателя по сюжету неожиданно вызывает огромный интерес у самых разнообразных персонажей, советующих – каждый по-своему! – сделать из суицида настоящий манифест. История разрастается, охватывая все новые и новые аспекты, и становится сатирическим зеркалом для всего общества. Идеи спектакля безусловно каждый зритель будет преломлять согласно своему углу зрения, исходя из личных политических пристрастий, своего социального положения и наконец психологического настроя. Поэтому одних наверняка втайне порадует пассаж со звонком в Кремль с обещанием “изругать по-матерному”: в этом увидят если не гражданскую акцию протеста, то некую обязательную насмешку над властью, “фигу в кармане”. Зато других развеселят типажи просителей и советников от общественности, которые живо напомнят обанкротившуюся современную либеральную оппозицию с ее трескучими, полными самолюбования лозунгами. Третьи увидят прежде всего глубокую личную драму “маленького человека” от столкновения с Системой. В этом пожалуй и сила пьесы, несмотря на ряд явных драматургических провисаний: “Самоубийца” бьет сразу по многим болевым точкам. Режиссер Павел Сафонов очень тонко, но напористо эту силу произведения использует, пытаясь вывести диалог со зрителем на тему высшего смысла жизни.
Режиссерский замысел, с которым можно поспорить, оттеняет бурлесковая, картинно-пафосная эстетика эпохи «угара НЭПа», специально воспроизведенная в спектакле с оммажем революционному началу самого Вахтанговского театра. Так «Самоубийцу» наверно захотели бы поставить Мейерхольд или Станиславский, мечтавшие об этом! Новая постановка покоряет своим общим гротеском и конечно звонкой игрой актерского ансамбля. Светлая инфантильность Юрия Цокурова в главной роли на фоне с мелкой демоничности Василия Симонова, Дмитрия Соломыкина и других доброхотов к финалу воспаряет и трансформируется (если возвращаться вновь к прочтению центральной режиссерской идеи) в энергию, которая присуща была бы не жесткой сатирической пьесе о советском времени, а Новому Завету.