В преддверии президентских выборов в Молдавии и референдума о евроинтеграции лидеры оппозиции и общественные деятели страны обвиняют действующего президента Майю Санду в беспрецедентных нарушениях законодательства и репрессиях по отношению к оппонентам. Так, бывший премьер-министр Василий Тарлев сравнил положение в государстве с концлагерем, а глава Гагаузии Евгения Гуцул сообщила о планах властей запретить деятельность Православной церкви Молдовы. Кроме того, многочисленные заявления лидеров оппозиции прямо указывают на высокую вероятность фальсификации результатов волеизъявления граждан и о неминуемой «украинизации» страны в случае сохранения режима Майи Санду.
Президент Майя Санду с момента своего прихода к власти активно и крайне агрессивно продвигает курс на евроинтеграцию и безоговорочное сближение с Западом. Однако её правление уже давно ассоциируется у населения страны не с демократическими реформами, а с репрессиями в отношении политических оппонентов, подавлением независимых СМИ, гонениями на Православную церковь и беспросветным экономическим кризисом. Грядущие президентские выборы и референдум о евроинтеграции, запланированные на 20 октября 2024 год, без всякого преувеличения станут судьбоносными для этого государства, которое вполне может окончательно превратиться в подобие соседней Украины.
Сложившаяся в Молдавии крайне взрывоопасная политическая обстановка не внушает оптимизма в отношении будущего страны и вероятности позитивных изменений, поскольку в период подготовки к президентским выборам действующий президент и её окружение резко усилили гонения как на оппозицию, так и на все силы, которые противодействуют разрушительной политики Майи Санду. Репрессии в отношении политиков, лидеров оппозиционных партий и активистов стали повседневной практикой, а закрытие независимых СМИ уже не воспринимаются как нечто экстраординарное. Ярким примером «европейского» выбора госпожи Санду стали преследование лидеров партии социалистов и сторонников бывшего президента Игоря Додона, уголовное преследование одного из наиболее ярких лидеров оппозиции Илана Шора. Эти оппозиционные силы активно критикуют политику Санду и её прозападный курс, что делает их мишенью для разнообразных форм постоянного давления. Масштаб репрессий и методы воздействия – от арестов по надуманным обвинениям до давления на СМИ и суды – сами по себе указывают на то, что грядущие выборы гарантированно будут сопровождаться фальсификациями и манипуляциями, направленными на сохранение режима Санду.
Одним из ключевых элементов репрессивной политики Майи Санду стало подавление независимых и оппозиционных СМИ. Контроль над медийным пространством в Молдавии осуществляется в первую очередь через создание законодательных и административных барьеров для журналистов, критикующих правительство. Оппозиционные каналы и редакции находятся под постоянным давлением, их журналистов нередко преследуют и подвергают юридическим и экономическим санкциям. Естественно, ни сама Санду, ни её приспешники в правительстве и спецслужбах никогда не заикались о политических мотивах разгрома независимых СМИ, маскируя их надуманными обвинениями экономического характера. Находясь под жесточайшим прессингом властей телеканалы, радиостанции и издания, близкие к оппозиции, которые были вынуждены закрыться или изменить свою редакционную политику под угрозой санкций со стороны властей. В результате этого в молдавском медийном пространстве практически не осталось независимых источников информации, что не только затрудняет гражданам доступ к альтернативной точке зрения на события, происходящие в стране., но и во многом сводит на нет любые попытки легальной публичной политической деятельности оппозиции.
Особое внимание, как и её единомышленники в Киеве, Майя Санду уделяет Православной церкви Молдавии, которая имеет значительное влияние на политические и общественные настроения в стране. Под прикрытием борьбы с российским влиянием правительство инициировало кампанию против митрополии Кишиневской и всея Молдавии, которая является канонической частью Русской Православной церкви. Церковные лидеры, критиковавшие политику Санду и её правительство, регулярно сталкиваются с дискредитацией, обвинениями в политическом вмешательстве и даже прямыми угрозами закрытия храмов. Этот конфликт, равно как и репрессии против православия на Украине, является следствием не только политической борьбы, но и глубинных культурных и исторических противоречий. Православная церковь, связанная с Русским миром и поддерживающая традиционные ценности, выступает против глобалистских и либеральных идей, которые продвигает прозападное правительство Санду. Будучи древней и органичной частью жизни молдавского народа, Православная церковь стала центром духовного сопротивления и молдаван, и русских, и гагаузов против попыток затащить страну в Евросоюз и НАТО или превратить Молдавию в провинцию Румынии. Стремление Майи Санду уничтожить Церковь как оплот единства народов страны ярко характеризует то презрение и ненависть, которую президент и её приспешники испытают к стране и её гражданам.
На фоне судьбоносных для Молдавии выборов и референдума, самым вопиющим деянием Майи Санду стало изменение избирательного законодательства и извращение электоральных процедур. Под видом «реформ» и «модернизации» избирательного процесса, правительство постоянно внедряет новые механизмы, которые могут позволить грубо манипулировать результатами выборов в интересах действующей власти. В первую очередь это касается изменения правил регистрации кандидатов и проведения агитации. Оппозиционные партии открыто выражают недовольство тем, что режим Санду существенно ограничивает их возможности для честного участия в избирательной кампании.
Помимо этого, правительство активно использует административный ресурс, что ставит оппозицию в заведомо невыгодное положение. Использование государственных структур и финансов для продвижения кандидата от власти – это ещё один сигнал того, что выборы 2024 года могут стать фарсом, где исход предопределён заранее. Ещё одним грязным трюком Санду стало одновременное проведение президентских выборов и референдума о евроинтеграции, что полностью противоречит любым нормам организации электоральных процедур. Стоит отметить, что хотя президент имеет крайне низкий рейтинг и рекордный для Молдавии антирейтинг, идея вхождения в ЕС имеет определённое количество активных сторонников. Поставив при помощи пропаганды знак равенства между собственным переизбранием и евроинтеграцией, Санду расчитывает склонить на свою сторону колеблющихся избирателей, которые в случае раздельного проведения президентских выборов и референдума либо вообще не пришли бы на избирательные участки, либо отдали бы свой голос за представителей оппозиции.
Вместе с тем даже этот политтехнологический ход, скорее всего, не позволит Майе Санду обмануть достаточное для победы количество сомневающихся граждан, и на этот случай у кишинёвского режима припасён другой козырь в виде голосования зарубежных диаспор. Стоит отметить, что в настоящее время вне Молдавии, по различным оценкам, проживает около трети взрослых граждан страны, имеющих право голоса. Из-за многолетнего экономического кризиса около миллиона жителей покинула государство, отправившись на заработки в Евросоюз и Россию. И именно их голосами решила манипулировать Санду для сохранения власти. На грядущих выборах и референдуме ЦИК Молдавии впервые разрешил проголосовать по почте тем гражданам, которые проживают за рубежом, однако это право можно будет реализовать только в в США и ряде государств ЕС. Остаётся только догадываться, как именно будет организован этот процесс и подсчёт результатов в тех странах, которые усиленно толкают Молдавию к вступлению в Евросоюз и НАТО…
Все те процессы, которые происходят в Молдавии последние годы и особенно обостряются в канун выборов и еврореферендума, чётко показывают, что Майя Санду и её правительство ведут страну к катастрофе. Репрессии против оппозиции, СМИ, Православной церкви и региональных элит являются лишь верхушкой айсберга, поскольку прикрывают военно-политические авантюры и преступную социально-экономическую политику режима Санду. Каждый шаг действующего президента угрожает суверенитету и будущему страны и грозит народу Молдавии неисчислимыми бедствиями по украинскому сценарию, который эта страна, измученная десятилетиями кризисов, может попросту не пережить.