Коридор раздора: Запад пытается дестабилизировать ситуацию в Закавказье

Соединённые Штаты и Евросоюз продолжают попытки усилить своё влияние в Закавказье и дестабилизировать ситуацию вблизи южных границ России. Ситуация вокруг Лачинского коридора и карабахского конфликта в очередной раз продемонстрировала острую заинтересованность Вашингтона, ЕС и НАТО в наращивании своего дипломатического и военного присутствия в регионе.

После того, как 12 декабря прошлого года группы азербайджанских активистов заблокировали Лачинский коридор, начался очередной виток обострения армяно-азербайджанских отношений и попытки вмешательства западных стран в налаживаемый Россией переговорный процесс Баку и Еревана. Так, 23 января в столицу Армении прибыл спецпредставитель ЕС по делам Южного Кавказа Тойво Клаар, который в ходе встречи с премьер-министром Николом Пашиняном выдвинул предложение о размещении в зоне конфликта миссии Евросоюза. Практически одновременно с визитом в регион высокопоставленного еврочиновника госсекретарь США Энтони Блинкин обратился к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с призывом деблокировать спорную транспортную артерию. Вмешательство Запада в переговорный процесс конфликтующих сторон уже вызвало острую реакцию и в Баку и среди некоторых политических сил в Армении.

Ситуация вокруг Лачинского коридора действительно является крайне взрывоопасной, поскольку эта дорога остаётся единственным каналом поставок жизненно важных грузов с территории Армении в Нагорный Карабах. После вооружённого конфликта 2020 года, в ходе которого Азербайджан установил контроль над значительной частью непризнанной республики, оставшиеся под контролем Степанакерта районы потеряли устойчивую транспортную связь с Арменией. Тем не менее посреднические усилия российской дипломатии и ввод в регион наших миротворческих сил позволили остановить активные боевые действия, сопровождавшиеся гибелью мирного населения и разрушением гражданской инфраструктуры с обеих сторон конфликта.

Корни армяно-азербайджанского спора о принадлежности Нагорного Карабаха уходят своими корнями в глубь веков, когда в результате многочисленных вторжений завоевателей и связанной с ними миграции населения на этой территории были вынуждены бок о бок жить представители двух соседних народов с крайне различной культурой, религией и укладом жизни. После того как Южный Кавказ стал частью Российской Империи, а затем и Советского Союза, острота межнациональных противоречий и территориальных претензий практически сошла на нет, поскольку в рамках единого государства большинство наиболее болезненных вопросов урегулировалось центральной властью, а экономические, имущественные и логистические нивелировались общим народно-хозяйственным укладом.

Стоит отметить, что на протяжении последних столетий Закавказье всегда являлось регионом, привлекавшим весьма пристальной враждебное внимание западных держав. Основной причиной интереса Британии, Франции, Германии, а затем и США к Южному Кавказу являлась возможность создания очага напряжённости на южных рубежах нашей страны. Не секрет, что именно европейские державы, и в первую очередь Британская империя, являлись инициаторами и активными разжигателями Кавказской войны 1817 – 1864 года, унёсшей десятки тысяч жизней и оттягивавшей значительные военные и экономические ресурсы России. После распада Российской Империи Закавказье в очередной раз стало ареной противостояния нашей страны с западными державами, стремившимися сначала взять этот регион под свой контроль. В период Гражданской войны территория Южного Кавказа была последовательно оккупирована сначала германскими войсками, а затем британцами, которые даже после победы молодого советского государства осуществляли активную разведывательную и диверсионную деятельность на южных рубежах СССР.

В период распада Советского Союза, центробежные тенденции в национальных республиках вылились в целый ряд межнациональных столкновений, в том числе и кровопролитную Карабахскую войну. Несмотря на предельную степень ожесточённости противоречий между участниками конфликта, российской дипломатии удалось стать эффективным посредником и миротворцем. Несмотря на то, что и Баку, и Ереван, и Степанакерт так и не смогли прийти к окончательному примирению, усилия нашей страны помогли прекратить кровопролитие и тем самым спасти десятки тысяч жизней. Стоит принять во внимание, что попытки вмешаться в процесс урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха ещё в ходе первой Карабахской войны предпринимали США и ряд европейских стран, однако никому из них так и не удалось стать эффективным посредником и миротворцем.

Несмотря на то что при активном участии ряда зарубежных стран в 2020 году произошла вторая Карабахская война, наша страна в очередной раз сумела усадить стороны конфликта за стол переговоров и остановить широкомасштабные боевые действия. Естественно, полностью разрешить в одночасье все многовековые противоречия двух народов, имеющих друг к другу значительный список претензий, не под силу даже нашим дипломатам, обладающим беспрецедентным опытом работы в этом регионе. Тем не менее, благодаря авторитету России, глубокому пониманию российским МИДом специфики взаимоотношений государств и народов Южного Кавказа, а также подлинной заинтересованностью в сохранении мира вблизи наших южных границ, Москва остаётся единственным бескорыстным арбитром в этом конфликте.

Попытки США и Евросоюза вмешаться в переговорный процесс можно интерпретировать исключительно как попытку ещё больше осложнить миротворческие усилия нашей страны и спровоцировать широкомасштабный конфликт в Закавказье. Риски, связанные с провокационными и деструктивными действиями Запада на Южном Кавказе, усугубляются тем, что в настоящее время в этом регионе существенно возросла роль Турции и Ирана. Как известно, Анкара является важным союзником и партнёром Баку и крайне заинтересована и создании надёжных транспортных коридоров с Азербайджаном. Одновременно с этим Иран стремится снизить для себя риски вооружённого столкновения с Турцией, а также обеспечить безопасность логистических связей с нашей страной. В том случае, если Западу удастся в очередной раз спровоцировать широкомасштабный конфликт в Нагорном Карабахе, его участниками могут стать не только Армения и Азербайджан, но и две мощных региональных державы, каждая из которых является экономическим и геополитическим конкурентом США и Ес на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Скорее всего, именно подобная перспектива и является конечной целью Вашингтона и его союзников, привыкших стравливать между собой страны и народы для достижения собственных подитических и экономических выгод.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *