Министр энергетики Объединённых Арабских Эмиратов заявил об опасениях дефицита нефти в ближайшем будущем. По мнению господина Сухейля аль-Мазруи снижение добычи чёрного золота в целом ряде государств ОПЕК+ не только окажет влияние на рост спроса, но и может привести к ограничению поставок.
Ключевыми факторами, которые уже в этом году могут вызвать дефицит нефти и нефтепродуктов на мировом рынке, являются антироссийские санкции Запада и ответные меры нашей страны на попытки США и Евросоюза влиять на российскую нефтегазовую промышленность. Одной из контрмер России на введение «ценового потолка» на нефть и продукты её переработки уже стал запрет на продажу сырья и топлива тем странам, которые присоединились к санкциям. Кроме того, как сообщил на днях вице-премьер Александр Новак, для стабилизации ситуации на топливном рынке наша страна сокращает с марта 2023 года добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки.
Напомним, что начиная с декабря 2022 года США, Евросоюз и ещё ряд стран антироссийской коалиции последовательно ввели ряд санкционных мер против нашей нефтегазовой промышленности. Согласно правилам так называемого «ценового потолка» Запад пытался ограничить стоимость нефти и продуктов нефтепереработки из нашей страны комфортным для себя уровнем. Наше политическое руководство ещё на этапе разработки и обсуждения этих санкций предупреждало о том, что Россия не будет продавать сырьё и топливо тем странам и компаниям, которые будут так или иначе придерживаться «ценового потолка».
В качестве упреждающей меры российские нефтяные компании ещё в начале прошлого года провели огромную работу по перенаправлении экспортных потоков с западного направления в сторону дружественных стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Результатом этого стал резкий рост поставок сырой нефти, бензина и дизельного топлива в Китай, Индию и целый ряд других государств.
В результате перестройки логистики Западные страны, крайне зависимые от объёмов, ритмичности и стоимости поставок бензина и дизельного топлива, оказались вынуждены покупать топливо, полученное из нашей нефти, на индийских, китайских, сингапурских предприятиях. Естественно, никакие ценовые ограничения в этой ситуации попросту не работают, а все расходы на значительное увеличение маршрута доставки и услуги многочисленных посредников в конечном счёте ложатся на западных потребителей.
Понимая, что без огромных объёмов российской нефти и продуктов её переработки мировой топливный рынок может столкнется с дефицитом и ростом цен, европейские страны уже в середине февраля 2023, менее чем через полмесяца после введения «ценового потолка» на наши нефтепродукты, официально приняли решение о том, что санкции не распространяются на российскую нефть в случае её смешивания с иными нефтепродуктами или в случае её переработки в иных странах. По сути дела, эти «поправки в санкции» полностью обнулили все принятые раньше решения о «нефтяном эмбарго».
В действительности западные страны оказались в крайне двусмысленном положении, поскольку, несмотря на фактическую отмену «ценового потолка», Россия не стала изменять свою политику на мировом энергетическом рынке и подыгрывать своим противникам. С учётом того, что начиная с весны по объективным причинам начнётся устойчивый рост потребления бензина и дизельного топлива на американской и европейском рынках, а также будут сняты последние эпидемиологические ограничения в Китае, сокращение нашими компаниями добычи нефти неизбежно приведёт в его подорожанию и даже к дефициту. Для США и стран Евросоюза это станет серьезной проблемой, поскольку население и внутренняя торговая логистика в этих регионах напрямую зависят от стоимости автотоплива. Растущие цены на бензин и дизель станут ударом не только по бюджетам автовладельцев, но и вызовут подорожание продовольствия и товаров народного потребления, а следовательно, приведут к очередному витку потребительской инфляции и роста социальной напряжённости.