Франция попала в африканский тупик

Несмотря на усилия Франции, ни африканские страны, ни западные союзники не торопятся вмешиваться в ситуацию в Нигере. Окончательная утрата французами военно-политического и экономического влияния в данном регионе вполне может безвозвратно похоронить особое положение Парижа как в рамках ЕС и НАТО, так и в качестве неоколониальной державы.

Французская дипломатия с конца июля, когда в бывшей колонии произошёл военный переворот, предпринимает попытки организации широкой коалиции для возвращения к власти своего ставленника Мохамеда Базумы. По замыслу Парижа и в соответствии с методами и традициям управления колониальной империей, контроль над мятежной страной должен был возвращён чужими руками, а именно воинскими контингентами членов регионального объединения ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки) при участии отдельных подразделений французской, американской, немецкой и итальянской армий. Тем не менее, несмотря на все усилия Франции, создание коалиции для вторжения в Нигер откровенно саботируется как африканскими, так и западными союзниками.

Болезненная реакция Эманнуэля Макрона и его администрации на военный переворот в Нигере имеет под собой как политические, так и экономические основания, которые тесно переплетены друг с другом. Хотя в 60-е годы Франция была вынуждена предоставить независимость своим африканским колониям, в большинстве случаев Париж продолжал контролировать их государственную и общественную жизнь, внешнюю и внутреннюю политику, а главное, сохранял практически неограниченный доступ их богатейшим природным ресурсам, внутреннему рынку и дешёвой рабочей силе. Подобный подход позволял Франции при незначительном расходе военных, административных и финансовых ресурсов решать целый спектр задач по внешнему управлению формально независимыми государствами в собственных интересах, поддержанию собственной экономики и при всём этом считаться благодетелем освобождённых народов. Тем не менее, как только в бывших колониях начинались какие-либо процессы, угрожающие военно-политической и экономической гегемонии бывшей метрополии, Франция без малейших колебаний ликвидировала эти угрозы при помощи дипломатического шантажа, экономических санкций, диверсий, спецопераций и военной силы.

Тем не менее, уже в XXI веке влияние Парижа на африканском континенте стало стремительно уменьшатся. Помимо того, что длительное пребывание у власти во Франции ставленников США привело к деградации политической элиты, ослаблению дипломатической, финансовой и военной мощи бывшей колониальной империи, многие страны Африки при экономической, гуманитарной и военной поддержке России и Китая смогли преодолеть множество кризисов и проблем, решение которых ранее казалось невозможным. На фоне того, что две великие державы, в отличии от паразитировавшей на бывших колониях Франции, смогли предложить модель эффективного и взаимовыгодного сотрудничества, Париж стал для африканских стран токсичным партнёром. Провальная, корыстная и лицемерная роль французов целом ряде кризисных ситуаций, в конечном счёте, привела к тому, что французы потеряли военные базы в Буркина-Фасо, Мали и Центрально-Африканской Республике, а также утратили своё политическое и экономическое влияние в других странах континента.

До июля 2023 года Нигер считался одной из наиболее лояльных Франции стран Африки, что достигалось регулярным вмешательством Парижа во внутреннюю политику этого государства. Несмотря на сложную систему межнациональных, межконфессиональных и межплеменных отношений, французам удалось привести к власти в 2021 году контролируемого ими представителя арабского меньшинства, что само по себе стало поводом для внутренних конфликтов. Контроль над политическим руководством Нигера позволил Франции сохранить своё военное присутствие, что стало особенно важно после вывода контингентов из Буркина-Фасо, ЦАР и Мали. Ещё одной причиной важности Нигера в качестве неофициальной колонии Парижа является возможность получать по бросовым ценам значительные объёмы урана, которые жизненно необходимы для многочисленных французских АЭС, производящих свыше 70% электроэнергии во Франции. Кроме того, географическое положение Нигера в случае его нахождения под французским контролем позволяют использовать его как военный форпост и логистический узел для решения разнообразных военно-политических и торгово-экономических проектов.

Можно не сомневаться, что Франция будет прилагать все доступные ей возможности для восстановления своего влияния над Нигером, несмотря на то, её потенциальные союзники в этой операции пока не горят желанием развязать крупный военный конфликт на своих границах. Парадоксальность ситуации вокруг возможной интервенции Франции и ЭКОВАС в Нигер заключается в том, даже в случае тактического успеха Париж получит в результате гораздо больше проблем, нежели выгод. Иностранное вмешательство с большой долей вероятности может привести к длительному вооружённому конфликту, перманентной гражданской и освободительной борьбе народов Нигера. Подобный сценарий автоматически сильно затруднит для Франции эксплуатацию природных ресурсов и значительно снизит их привлекательность. Кроме того, учитывая региональную специфику, подобный конфликт неизбежно затронет и соседние страны, что потребует от Парижа значительного увеличения военного присутствия как в Нигере, так и в Африке в целом, что в современной экономической ситуации вряд ли по силам для Франции. Гуманитарный аспект интервенции и её последствий также станет головной болью для французов, хотя бы потому, что резко увеличит потоки беженцев из Африки в Европу. Если всё-таки Эммануэль Макрон сможет убедить хотя бы часть лидеров бывших колоний встать под ружьё во имя своих интересов, то нельзя исключать вероятности того, что в сердце Африки может разгореться крупная война, в которую так или иначе окажутся втянуты десятки стран и сотни миллионов людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *