Диктуя правила: Россия, Саудовская Аравия и ОПЕК+ добивают сырьевой неоколониализм

Решение России и Саудовской Аравии о сокращении экспорта нефти, поддержанное странами ОПЕК+, оказывает значительное воздействие на мировой рынок топлива и ставит Запад в крайне затруднительное положение. Цены на чёрное золото и продукты его переработки продолжают уверенный рост, принося нашей стране всё большие доходы. После последнего продления соглашения ключевых производителей об ограничении поставок на мировой рынок стоимость нефти марки Brent превысила 94 доллара за баррель, а российский Urals, игнорируя западный «ценовой потолок», подорожал до 79 долларов.

Многоэтапное снижение объёмов добычи и экспорта нефти ведущими производителями, в том числе и нашей страной, началось ещё весной 2020 года. Первые соглашения ОПЕК+ о оптимизации поставок топлива на мировой рынок были связаны с сокращением спроса на фоне пандемии и предусматривали сокращение добычи на 9,7 млн баррелей в сутки, что позволило избежать резкого обвала цен и справиться с дефицитом мощностей хранения. После постепенного снятия эпидемиологических ограничений и перезапуска мировой экономики ведущие нефтедобывающие государства наращивали объёмы добычи в соответствии с увеличением спроса, однако восстановление промышленности и транспорта происходило существенно ниже ожиданий.

Одной из причин постпандемийной разбалансировки мирового топливного рынка стали крайне популистские меры руководства стран коллективного Запада, которые решали свои социально-экономические и внутриполитические проблемы за счёт беспрецедентной неконтролируемой эмиссии денежной массы. Пытаясь предотвратить резкое снижение уровня жизни «золотого миллиарда», и американцы, и европейцы буквально засыпали свой бизнес и население пособиями, субсидиями и дотациями, обеспечивая этот аттракцион щедрости за счёт выпуска ничем не обеспеченных долларов, евро и фунтов стерлингов. Подобный подход действительно помог США, Великобритании, Евросоюзу и другим западным странам временно сохранить достаточно высокий уровень благополучия своих граждан, однако привели к росту инфляции и существенному снижению покупательной способности основных мировых валют.

Благодаря тому, что значительная часть компаний и населения «золотого миллиарда» продолжали беззаботное существование в период пандемии, страны ОПЕК+ столкнулись после её окончания сразу с двумя фундаментальными проблемами. С одной стороны, возвращение в прежний режим промышленного производства, транспорта и других энергоёмких отраслей экономики происходило крайне медленно и географически неравномерно, и одновременно с этим низкие цены на нефть и нефтепродукты были усугублены обесцениванием основных расчётных валют. Таким образом, если в период с января до декабря 2021 года средняя стоимость нефти сорта Brent выросла с 55 до 77 долларов за баррель, то в реальном выражении рост доходов производителей практически не увеличилась.

Необходимо понимать, что от стоимость нефти и продуктов её переработки напрямую зависят доходы государственных и корпоративных бюджетов её основных производителей, благополучие их населения, а следовательно, устойчивость всех социальных структур и институтов. Таким образом, как цена продукции нефтяной промышленности, так и предсказуемость ситуации на мировом топливном рынке являются для стран-экспортёров чёрного золота жизненно важным вопросом. После того как государствам ОПЕК+ пришлось столкнуться с вызовами постпандемийного кризиса спроса и финансовой нестабильностью, а также с последствиями шквала антироссийских санкций в ноябре 2022 года, Россия, Саудовская Аравия и другие крупнейшие производители нейти не только приостановили наращивание добычи чёрного золота, но и договорились о её значительном снижении. На первом этапе наша страна и Эр-Рияд, являющиеся крупнейшими поставщиками, а также другие члены ОПЕК+, сократили поставки на мировой рынок на 2 млн баррелей в сутки.

Стоит отметить, что рост цен на нефть и нефтепродукты, а также их дефицит вызвали крайне болезненную реакцию Запада, который рассчитывал и в дальнейшем покупать дешёвое топливо, расплачиваясь за неё свежеэмитированными обесцененными долларами и евро. В период консультаций ОПЕК+ в июле 2022 года президент США Джо Байден, избиратели которого столкнулись с резким подорожанием бензина, посетил Эр-Рияд и пытался убедить наследного принца и премьер-министра Мухаммеда бен Салмана нарастить добычу нефти и увеличить её поставки на американский рынок, однако этот визит обернулся публичным провалом и унижением заокеанского лидера. После очередного сокращения добычи в странах ОПЕК+, которое болезненно ударило по Соединённым Штатам и Евросоюзу, западные правительства решили компенсировать свои проблемы за счёт России и приняли абсурдное решение о введении ценового потолка на российскую нефть и нефтепродукты. Гремучая смесь политического авантюризма и экономической безграмотности Вашингтона и Брюсселя, которые всерьёз рассчитывали на то, что наша страна станет продавать им дешёвую нефть и автотопливо на кабальных условиях, привела к тому, что российские компании перенаправили основные объёмы своей продукции в Китай, Индию, Турцию и Саудовскую Аравию, которые часть закупленного у нас сырья и топлива перепродавали тем же американцам и европейцам, но по ценам, которые существенно превышали их санкционные лимиты.

Постоянное подорожание топлива, а также значительные сложности в его закупке болезненно ударили как по американской, так и по европейской экономикам и рядовым потребителям. В США и в ЕС внутренняя логистика в значительной степени основана на использовании автотранспорта, а следовательно, рост стоимости автотоплива ведёт к лавинообразному росту цен на всю номенклатуру товаров и услуг, инфляции и снижению уровня жизни населения. Кроме того, самые высокомаржинальные производства, такие как нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, напрямую зависят от стоимости нефти, нефтепродуктов и всего спектра энергоносителей, а их подорожание или дефицит ведут к снижению рентабельности или даже закрытию или релокации предприятий. Аналогичное воздействие стоимость топлива оказывает и на такие стратегически важные отрасли западной экономики, как сельское хозяйство, морские и авиаперевозки, а также на сферу туризма.

Последовательная политика нашей страны, Саудовской Аравии и стран ОПЕК+, которые уже трижды с осени 2022 года продлевали соглашение о сокращении добычи или экспорта нефти, являются закономерной реакцией на разбалансировку мирового топливного рынка, которая произошла в первую очередь из-за жадности и безответственности западных правительств. Тот факт, что ведущие нефтедобывающие государства, к которым США и его союзники десятилетиями относились с подчёркнутым пренебрежением, открыто называя «странами-бензоколонками» смогли выработать единую политику, направленную на соблюдение собственных интересов, показывает необратимость процесса девестернизации мироустройства. Одновременно с этим отказ ключевых экспортёров чёрного золота от использования в расчётах за поставки доллара и переход на торговлю в национальных валютах подводят черту под эпохой неоколониализма и однополярного мироустройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *