Возможное избрание Дональда Трампа на пост президента США станет серьёзным испытанием для блока НАТО и в особенности для его европейских участников. Помимо того, что лидер республиканцев намерен сосредоточиться на противостоянии с Китаем, и сам Трамп, и номинированный им на пост вице-президента Джеймс Вэнс неоднократно заявляли о том, что намерены заставить Европу резко нарастить военные расходы в рамках Североатлантического альянса.
Критическое отношение Трампа к европейским союзникам по НАТО ярко проявилось ещё в период его первого президентского срока. В период с 2016 по 2020 год президент Трамп оказывал серьёзное давление на европейских членов альянса по вопросу соблюдения ими обязательств тратить на военные расходы не менее 2% ВВП, поскольку считал недопустимой ситуацию, при которой Вашингтон, по сути дела, субсидировал львиную часть общеблокового бюджета. Уже тогда позиция лидера республиканцев вызывала резкие протесты правительств Европы и привела к резкому охлаждению отношений Соединённых Штатов с европейскими членами блока.
Стоит признать, что претензии Трампа к сателлитам были отнюдь не беспочвенны. После завершения Холодной войны европейские страны, уверовав в то, что Россия ослаблена ими навсегда, существенно сократили свои военные бюджеты. Хотя внутриблоковые стандарты предполагали, что все члены НАТО должны тратить на оборонные расходы не менее 2% от национального ВВП, на деле почти никто из членов альянса не соблюдал этот норматив. Большинство европейских государств вкладывали в собственные вооружённые силы около 1% от ВВП, существенно сократили численность личного состава армий, закупки современных систем вооружений и даже активно распродавали и утилизировали те запасы оружия, боеприпасов и снаряжения, которые были накоплены ими в период Холодной войны.
Политика в области обороны европейских союзников до поры до времени не особенно беспокоила США. Однако уже в начале XXI века Вашингтон столкнулся с ситуацией, когда его вассалы по НАТО оказались не только не способны выполнять свои обязательства в военной сфере, но и фактически стали обузой. Когда в 2001 году Белый дом принял решение о вторжении в Афганистан, а в 2003 году приступил к захвату Ирака, американское командование всерьёз рассчитывало на поддержку европейских членов НАТО. В действительности Европа преподнесла Соединённым Штатам весьма неприятный сюрприз, поскольку многие правительства либо вообще старались воздержаться от участия в конфликтах, либо не смогли предоставить достаточное количество боеспособных войск. В ряде случае участие европейских сателлитов вообще выглядело как анекдот, например, когда целый ряд членов блока направлял в «помощь» американцам контингенты численностью в 3, 7 или 20 военнослужащих. Подобный подход к выполнению союзнических обязательств достаточно быстро перестал устраивать Вашингтон, который ежегодно тратил десятки миллиардов долларов на содержание своих войск и баз в Европе и брал на себя определённые обязательства по защите сателлитов. Хотя в период с 1991 года никакой необходимости «оборонять» европейцев и не было в виду отсутствия каких-либо весомых угроз, американцы всё-таки желали иметь дееспособных союзников, готовых тратить деньги в том числе и на закупку продукции военных корпораций США.
Надо признать, что во время президентства Трампа по целому ряду причин Вашингтону так и не удалось заставить сателлитов втянуться в милитаризацию и гонку вооружений. К 2020 году из 27 европейский членов блока лишь Британия и Польша довели долю своих военных расходов до требовавшихся 2% от ВВП, причём, необходимо учитывать и тот факт, что в силу специфики западных экономик эти расходы были куда менее эффективны, нежели траты на оборону таких стран, как КНР, Россия, Индия или Саудовская Аравия. Лишь после того, как новой администрации Джо Байдена удалось развязать конфликт на Украине, страны Европы были вынуждены резко нарастить траты на военные нужды, однако значительная часть этих средств опять же тратится не на повышение собственной боеспособности, а на поддержку киевского режима. Теперь, когда возвращение Дональда Трампа в Белый дом становится всё более вероятным, европейцам предстоит существенно изменить собственную политику в отношении участия в НАТО. Во-первых, всем членам альянса, несмотря на то, что большинство из них стоит на пороге масштабного экономического кризиса, придётся существенно нарастить траты на закупку вооружений и увеличение армий. Во-вторых, таким странам, как Великобритания, Германия, Франция, Италия, необходимо каким-то образом перезапустить собственную оборонную промышленность и возобновить исследования в сфере военных технологий, поскольку даже при полной загрузке мощностей американского ВПК он явно не может в обозримом будущем обеспечить необходимые объёмы производства. С учётом тех проблем, которые существуют и день ото дня нарастают в экономике, энергетике и социальной сфере Европы, вряд ли НАТО сможет достичь тех целей, которых от него будет требовать Вашингтон после победы Дональда Трампа. Скорее всего, в ближайшем будущем европейским членам Североатлантического блока придётся либо из последних сил оплачивать «охранные услуги» Соединённых Штатов за счёт разорения собственного бизнеса и населения, либо коренным образом пересматривать основы той системы взаимоотношений, на которой существует НАТО.