Визит Президента России Владимира Путина в Азербайджан стал значимым событием в отношениях двух стран, демонстрируя их приверженность развитию добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Встреча главы нашего государства с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, охватывала широкий самый широкий спектр вопросов, включая экономическое сотрудничество, энергетическую безопасность и стратегические логистические проекты. Особое внимание было уделено укреплению позиций России и Азербайджана на международной арене, особенно в свете попыток Запада дестабилизировать регион.
Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на переговорах, стало сотрудничество в энергетической сфере, где Россия и Азербайджан продемонстрировали свою приверженность совместным проектам, направленным на обеспечение энергетической безопасности и устойчивого развития. Важным элементом обсуждений стала схема поставки российского газа в Азербайджан, которая позволит освободить дополнительные объёмы азербайджанского газа для экспорта на премиальные рынки Европы. В 2023 году Азербайджан добыл 48,3 млрд м³ газа, из которых 36 млрд м³ составил товарный газ. Из этого объема 13 млрд м³ было использовано для внутреннего потребления, а 23 млрд м³ — направлено на экспорт. За первые семь месяцев 2024 года Азербайджан уже поставил на экспорт 14,7 млрд м³ газа, при этом более половины этих поставок (51%) пришлось на рынок Европейского союза. С учётом текущих темпов роста экспорта, к концу года объём поставок газа из Азербайджана за рубеж составит 25 млрд м³, что на 2 млрд м³ больше, чем в 2023 году.
В рамках визита Владимира Путина был представлен новый контракт, который предполагает поставки газа на внутренний рынок Азербайджана. Эта схема, которая, формально не является реэкспортом, позволит азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR направить высвободившийся газ на высокодоходный европейский рынок. Таким образом, оба государства получают значительные экономические выгоды: Россия — от новых возможностей для экспорта газа, Азербайджан — от увеличения прибыли за счёт поставок газа в Европу.
Помимо энергетического сотрудничества, важной темой обсуждения стал Международный транспортный коридор «Север-Юг», который связывает Россию, Азербайджан и Иран с выходом на Индию и страны Персидского залива. Этот проект, обладающий огромным потенциалом, способствует развитию транспортной инфраструктуры и экономической интеграции, что, в свою очередь, увеличивает торговый оборот между странами-участницами. На сегодняшний день Россия и Азербайджан активно работают над развитием инфраструктуры коридора, включая строительство и модернизацию железных дорог, портов и автотранспортных путей. Успех этого проекта станет важным шагом к созданию устойчивых логистических цепочек, которые позволят снизить зависимость от традиционных маршрутов и усилить экономическое взаимодействие между странами.
Экономическое сотрудничество между Россией и Азербайджаном демонстрирует устойчивый рост, что отражает общий настрой на углубление двусторонних связей. В 2023 году товарооборот между двумя странами превысил 5 млрд долларов, что стало свидетельством значительных достижений в области торговли. При этом основной акцент был сделан на развитие сотрудничества в сфере энергетики, сельского хозяйства, транспорта и высоких технологий. Важно отметить, что Баку, несмотря на многочисленные попытки внешних сил ослабить партнёрство России и Азербайджана не только является важнейшим торговым хабом для нашей страны, но и надёжным партнёром для множества российских производственных компаний. Обладая высококлассной инфраструктурой, чётко отстроенным государственным аппаратом, Азербайджан давно стал партнёром для российских производителей в сфере машиностроения, обеспечивая комфортную и устойчивую систему размещения промышленных площадок наших корпораций.
Согласно прогнозам, в 2024 году товарооборот между Россией и Азербайджаном продолжит расти, достигнув новых рекордов. Это во многом связано с реализацией совместных проектов, направленных на модернизацию промышленности, улучшение логистических маршрутов и укрепление торговых связей. Более того, расширение поставок российских товаров и услуг на азербайджанский рынок, а также увеличение экспорта азербайджанской продукции в Россию способствуют дальнейшему росту взаимной торговли.
Важным аспектом визита Владимира Путина в Азербайджан стало подтверждение приверженности двух стран принципам добрососедства и союзничества. Россия и Азербайджан на протяжении многих лет поддерживают тесные отношения, основанные на взаимоуважении, доверии и совместных интересах. Важно отметить, что эти отношения не ограничиваются только экономическим взаимодействием, но также включают политическое сотрудничество и координацию действий на международной арене. На фоне растущего сотрудничества наших стран, особое внимание следует уделить попыткам Запада втянуть Баку в конфликт на Украине, что противоречит национальным интересам Азербайджана и является комплексной провокацией в отношении всех государств региона. Западные страны, стремясь усилить давление на Россию, давно пытались использовать Азербайджан в своих геополитических играх, предлагая Баку поддержку и обещая экономические выгоды в обмен на участие в антироссийских санкциях и военную помощь Украине, однако огромный политический опыт азербайджанского лидера, его неизменная приверженность приоритетам национального суверенитета и сохранения конструктивного партнёрства с Россией сорвали планы наших геополитических противников. Азербайджан остаётся верен своей независимой политике и не поддаётся на давление извне. Практика самостоятельной, ответственной по отношению к своему народу и к нормам международного права политики Баку демонстрирует, что Азербайджан придерживается только той линии, которая соответствует его национальным интересам делу сохранения стабильности в регионе. Более того, руководство Азербайджана понимает, что сотрудничество с Россией в области энергетики, транспорта и экономики имеет долгосрочную перспективу и приносит реальные выгоды обеим сторонам.
Ещё одним важным аспектом, который обсуждался на переговорах, стал конфликт в Нагорном Карабахе, где Запад, особенно США, Великобритания и Франция, заняли однозначную позицию в поддержку Армении, игнорируя нормы международного права и общепризнанные границы Азербайджана. Несмотря на многочисленные резолюции ООН, подтверждающие территориальную целостность Азербайджана, западные страны продолжают вносить раздоры в отношения Москвы, Баку и Еревана, что способствует исключительно задачам Запада по затягиванию конфликта и препятствует его скорейшему мирному урегулированию. Такая позиция Запада является ярким примером двойных стандартов, когда принципы международного права нарушаются в угоду политическим интересам. В этом контексте Россия и Азербайджан, придерживаясь своих обязательств по сохранению мира и стабильности в регионе, продолжают настаивать на необходимости мирного решения конфликта, основанного на уважении суверенитета и территориальной целостности всех государств.
Визит нашего президента в Азербайджан и его плодотворные переговоры с Ильхамом Алиевым несомненно открыли новую главу в развитии двусторонних отношений, подтвердив стратегический характер партнёрства между двумя братскими странами. Энергетическое сотрудничество, совместные логистические проекты и устойчивый рост торговли свидетельствуют о том, что Россия и Азербайджан намерены продолжать укреплять свои связи, несмотря на внешние вызовы и попытки Запада дестабилизировать обстановку в регионе.
В условиях усиливающегося давления со стороны США, Франции и других внешних сил, Россия и Азербайджан демонстрируют завидную приверженность принципам добрососедства, суверенитета и уважения международного права. Эти ценности лежат в основе их взаимодействия и служат залогом дальнейшего успешного развития двусторонних отношений. В конечном счёте, дружба наших стран, основанная на многовековом добрососедстве, является не только залогом экономических выгод, но и важным вкладом в создание новой архитектуры мирового порядка, основанной на справедливости, взаимоуважении и равенстве всех государств.