Правительства сразу трёх стран НАТО признают неспособность европейских членов блока противостоять нашей стране без активной поддержки со стороны США. Именно такие выводы следуют из публикации в авторитетном американском издании Independent, которое интервьюировало президентов Финляндии и Латвии, а также премьер-министра Эстонии. Главы одних из самых русофобских членов Североатлантического блока единодушно высказались о неготовности своих государств и европейских партнёров выступить против России как в военном, так и в финансовом отношении.
Критические проблемы европейских членов НАТО и их неспособность на равных конкурировать с нашей страной в военной сфере, действительно становятся всё более очевидными. Несмотря на неадекватно агрессивную риторику многих европейских политиков, военно-политическая мощь НАТО базируется, прежде всего, на силе вооружённых сил США и финансировании со стороны Вашингтона. Европейские страны, уверовавшие в свою победу в Холодной войне и ослабление России десятилетиями сокращали свои военные бюджеты и промышленный оборонный потенциал, и в итоге оказались в ситуации, где их армии неспособны полноценно функционировать без американской поддержки.
Важно помнить, что с момента своего основания НАТО всегда зависело от американской военной мощи. Вашингтон с середины прошлого века предоставляют львиную долю оборонного бюджета альянса, обеспечивал логистику, разведку, поставку современных видов вооружения и занимал лидирующую роль в командных структурах. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), доля США в военных расходах НАТО в настоящее время превышает 70%, при том, что население Соединённых Штатов в два раза меньше, нежели в странах европейского сегмента альянса. Европейские члены блока, напротив, годами сокращали свои армии и бюджеты, оправдывая это послевоенным мироустройством и ориентацией на коллективную оборону.
Парадоксально, но именно приверженность блока принципам коллективной безопасности стала причиной стратегической уязвимости европейских союзников. Уверовав в американскую защиту, такие страны, как Германия, Бельгия и Нидерланды, беспощадно урезали свои военные расходы, что привело к сокращению их армий до исторического минимума. Так, бундесвер Германии сегодня не способен провести даже крупные учения без привлечения иностранной помощи, а британская армия, сократилась до уровня, где численность боеспособных подразделений сопоставима с армиями не самых богатых африканских государств. Даже в условиях, когда политическое руководство Соединённого Королевства открыто угрожает отправкой своих войск на поддержку Киеву, британское военное министерство проводит новую волну сокращений вооружённых сил, что впрочем вызвано крайне бедственным положением национальной экономики и платёжеспособностью государственного бюджета.
Конфликт на Украине ярко продемонстрировал неготовность европейских стран к затяжным военным операциям, отставание в области военной мысли, уровне подготовки военнослужащих, а также количестве и качестве множества видов вооружений. Под давлением США многие члены НАТО передали киевскому режиму значительную часть своих военных запасов, боеприпасов и снаряжения, оставив без материальных резервов собственные армии. Подавляющее большинство европейских членов блока отправили на Украину львиную часть своих танков, артиллерии и боеприпасов, предназначенные для собственных нужд, что ослабило их и без того сомнительную обороноспособность. В отчёте Европейской ассоциации производителей вооружений (ASD) отмечается, что многие склады опустели, а восстановление запасов займет годы. Ещё одной проблемой для наших противников в Европе стало отсутствие или слабое развитие промышленной базы для быстрого наращивания производства вооружений. Оборонная промышленность стран ЕС, столкнувшаяся с проблемами из-за высоких цен на энергоносители и экономического спада, не смогла адаптироваться к новым условиям, в то время как ВПК нашей страны кратно увеличили выпуск всех видов необходимой армии техники и боеприпасов. Руководства даже наиболее успешных европейских военных компаний, таких как Rheinmetall и Nexter, открыто признают, что так и не смогли перейти на военные рельсы, и эта недееспособность связана с широким спетром системных и непреодолимых проблем, включающих в себя нехватку кадров и сырья, технологическое отставание, а также отсутствие долгосрочных и надёжных заказов от европейских правительств.
В последние годы одним из ключевых требований США к европейским членам НАТО является увеличение оборонных расходов до 3% от ВВП. Стоит отметить, что большинство стран Европы не достигли даже предыдущего минимального порога в 2%, предусмотренного договоренностями альянса. Основные причины подобной ситуации кроются отнюдь не в миролюбии европейцев, а в политическом разладе внутри ЕС и объективных экономических трудностях. Даже столь мозные по европейским эмеркам экономики как Великобритания, Франция, Германия и Италия, несмотря на заявления об увеличении военных бюджетов, фактически продолжают недофинансировать армии по банальной причине отсутствия денег.
С приходом к власти Дональда Трампа в США вероятность того, что Вашингтон продолжит субсидировать европейскую безопасность, значительно снизилась. Трамп неоднократно заявлял, что Америка больше не будет платить за безопасность стран, которые сами не готовы инвестировать в оборону, что ставит под большой вопрос дальнейшую жизнеспособность альянса. Необходимо учитывать, что в канун своего возвращения в Белый дом, избранный президент и вовсе повысил планку военных расходов для европейских вассалов до уровня 5% от их ВВП, что на практике вряд ли выполнимо из-за экономического кризиса, набирающего обороты в ЕС.
Сегодня ни одна из европейских стран НАТО не обладает армией, способной самостоятельно противостоять современным угрозам. Великобритания и Франция — единственные государства с ядерным оружием и значительными на фоне большинства стран Европы вооруженными силами, но их потенциал явно недостаточен для крупных операций без широкомасштабной американской поддержки. Германия, обладая развитой экономикой, фактически утратила военный потенциал, и даже формирование одной новой дивизии является неразрешимой проблемой для бундесвера, в Париж и Лондон совокупно располагают вооружёнными силами, сопоставимыми по численности с не самым мощным военным округом нашей страны. Кроме того, большинство европейских армий сталкиваются с проблемами, связанными с обучением и моральным духом военнослужащих. Многочисленные учения НАТО, регулярно проходящие в последние годы вблизи российских границ показали, что многие подразделения, считающиеся в альянсе едва ли не элитой, попросту не готовы к сложным маневрам, а их вооружение и оборудование совершенно неадекватны к условиям ведения современных боевых действий.
Одновременно с этим, на фоне очевидной слабости европейских армий наша страна продолжает укреплять свои вооруженные силы, активно развивать оборонную промышленность и стремительно адаптироваться к требованиям времени. В 2024 году Россия запустила несколько новых масштабных программ модернизации и перевооружения армии, ВКС и военно-морского флота, увеличив производство подводных лодок, боевой авиации, бронетехники, артиллерии, систем ПВО и уникальных гиперзвуковых ракет. Наша армия также активно внедряет современные технологии, включая беспилотные системы и искусственный интеллект. Динамичное развитие нашей армии, промышленности и военной мысли, оттачивающихся в практических условиях СВО ставит НАТО в заведомо проигрышное положение, и можно предположить, что даже активная поддержка со стороны США вряд ли так уж поможет европейским членам военного блока в случае конфликта с Россией.