Телефонный разговор Владимира Путина и Дональда Трампа, состоявшийся 18 марта 2025 года и длившийся более двух часов стал не просто обстоятельным личным контактом двух лидеров великих держав, но и первым сигналом о том, что длительная пауза в российско-американском диалоге, возникшая при администрации Джо Байдена, начинает заполняться не ритуальными обвинениями в адрес нашей страны, санкциями и участием Вашингтона в разжигании войны, а реальной повесткой, способной повлиять на архитектуру глобальной безопасности.
Содержательная часть диалога показала, что клубок противоречий, накопившийся не только вокруг украинского конфликта, но и вокруг всего комплекса отношений двух сверхдержав, остаётся туго затянутым, и разрубить его одним телефонным звонком в принципе невозможно. Для разрешения всего комплекса проблем и конфликтов, порождённого длительным периодом гегемонии США и западного военно-политического блока потребуется долгая и, вероятно, многоэтапная работа. Тем более что ключевой дестабилизирующий фактор — хаотическое, а в отдельных эпизодах откровенно истеричное поведение киевского режима после разговора лишь обострился, поскольку уже через несколько часов после переговоров нашего президента с Дональдом Трампом ВСУ ударили беспилотниками по нефтебазе в Краснодарском крае, тогда как российская армия, выполняя достигнутую на высшем уровне договорённость, временно приостановили удары по объектам энергетики противника.
Тем не менее, необходимо признать, что сам факт двухчасового прямого диалога между Россией и США стал важным индикатором того, что новый хозяин Белого дома отказался от линии «стратегической изоляции» России, выстраивавшейся администрацией Джо Байдена. С американской стороны новый подход продемонстрировал, что администрация Трампа постепенно снимает идеологические шоры и переходит к реалистичному подходу и к контактам с нашей страной, и снятию беспрецедентной напряжённости в отношениях с крупнейшей ядерной державой планеты. Важно отметить, что Белый дом, по данным влиятельной трампистской организации Political Action Committee «America First», фиксирует устойчивый запрос своего электората на завершение «чужих войн» и хочет предъявить результат к ноябрьским промежуточным выборам 2026 года. Подобная повестка новой администрации США объективно совпадает с позицией нашей страны о необходимости урегулирования конфликта при безусловном учёте российских красных линий. Таким образом, в российско-американских отношениях впервые за долгое время возникла точка совпадения интересов, которая пока может быть реализована в тридцатидневном моратории на удары по энергетической инфраструктуре, призванном дать почву для развития переговорного процесса.
При этом, позиция России касаемо условий начала завершения конфликта остаётся неизменной, и опирается на твёрдое отстаивание базовых условий, в том числе на прекращение западной военной помощи Киеву и отказ киевского режима от мобилизации. В свою очередь наша страна продемонстрировала целый ряд жестов доброй воли, включая готовность к новым обменам пленными и созданию рабочей группы по безопасности коммерческого судоходства в Чёрном моря. Делегирование деталей профильным ведомствам позволило зафиксировать главный дипломатический прорыв, в рамках которого Вашингтон признал необходимость обсуждать с Россией архитектуру глобальной и европейской безопасности напрямую. Следует отметить, что Киев, оказавшийся в новой для себя роли объекта, а не субъекта переговоров, активизировал террористические атаки и публичные истерики. Хотя на словах Зеленский, полностью зависимый от военной и финансовой поддержки Вашингтона, публично одобрил ограниченное прекращение огня, а уже на следующий день стал выдвигать встречные «условия давления на Россию», тем самым подтвердив свою неадекватность и недоговороспособность.
Важно учитывать, что диалог нашей страны с США важен отнюдь не только для решения украинского вопроса. Ключевой проблемой, которая касается не только двух мощнейших ядерных держав заключается в построении новой системы глобальной безопасности. В ходе переговоров Вашингтону было сделано важное напоминание о том, что ещё в конце 2021 года Россия предлагала коллективный пакет гарантий — от взаимного отказа от размещения ракет средней дальности в Европе до моратория на расширение НАТО,однако тогдашняя администрация Соединённых Штатов и её европейские сателлиты предпочли путь дипломатического, экономического и силового давления и безуспешно попытались нанести нашей стране стратегическое поражение с использованием в качестве военного тарана киевский режим. Итог этой авантюры сегодня вполне очевиден, и заключается в том, что благодаря стойкости нашей армии, устойчивости экономики и солидарности общества план прокси-войны с Россией обернулся позорным поражением наших противников. Именно мощь нашей страны, Вооружённых сил и народа в конечном счёте сейчас вынуждают Дональда Трампа искать пути дипломатического урегулирования, а не продолжать безумную политику своего предшественника.