ЕС рискует остаться без нефти: антироссийские санкции нарушили энергобаланс Европы

Заместитель председателя российского правительства Александр Новак заявил о возможном дефиците нефти в Евросоюзе. По словам вице-премьера РФ, в случае введения даже частичного эмбарго на поставки нефти европейцы столкнутся с нехваткой топлива и проблемами в промышленности.

Современная система нефтеторговли и энергетический баланс ведущих мировых рынков формировались на протяжении многих десятилетий. Значительная часть нефтеперерабатывающей промышленности европейских стран ориентирована на работу именно с российской нефтью. Поставки “чёрного золота” в страны Восточной Европы в значительных объёмах осуществляются по магистральным трубопроводам и морским транспортом. Для таких государств Евросоюза как Венгрия, Чехия и Словакия наша страна является основным источником энергоносителей и нефтепродуктов. Если рассматривать энергетический рынок ЕС в целом, то доля российской нефти в отдельные периоды составляла до 40% всех поставок.

С учётом введённого 31 мая Еврокомиссией частичного нефтяного эмбарго объём поставляемой в этот регион из нашей страны нефти может сократиться до конца этого года на 90%. Возместить выпадение из энергобаланса такого объёма нефти в столь сжатые сроки европейцам вряд ли удастся. Специфика добычи “чёрного золота” в ведущих стран-производителей выстроена на основе долгосрочного прогнозирования. Подавляющее большинство добывающих стран (за исключением Саудовской Аравии) не могут оперативно нарастить объемы добываемой ими нефти чтобы полностью удовлетворить потребности европейского рынка.

Помимо технической невозможности извлечь из недр дополнительные 108 миллионов тонн нефти, которые потеряет Европа из-за антироссийских санкций, перед экономикой ЕС остро встанет вопрос транспортировки топлива. Помимо того, что трубопроводный транспорт нефти из России значительно дешевле морских перевозок, попытка европейцев переориентироваться на морские поставки неизбежно вызовет беспрецедентный дефицит танкерного тоннажа и рост стоимости фрахта.

Даже если предположить, что страны ЕС смогут найти или перекупить по завышенным ценах 100 млн. тонн нефти, то построить в короткие сроки дополнительную портовую и трубопроводную инфраструктуру невозможно. Проектирование и строительство нефтеналивных терминалов и нефтепроводов может занять не менее нескольких лет и потребует многомиллиардных инвестиций.

Решение Еврокомиссии о введении частичного нефтяного эмбарго против России лежит за гранью разумного восприятия экономической реальности. Помимо того, что антироссийские санкции уже доказали свою неэффективность для решения политических задач, уход нашей страны из пула поставщиков энергоносителей в ЕС неизбежно приведёт к беспрецедентному общеевропейскому экономическому и социальному кризису. Прекращение закупки российской нефти отразится не только на стоимости автомобильного, авиационного и судового топлива. Крах сложившегося в Европе энергетического баланса приведёт к безудержному росту цен практически всей номенклатуры продовольственных и промышленных товаров, а также к коллапсу металлургической и химической промышленности.

Руководство нашей страны неоднократно декларировало свою приверженность договорным обязательствам перед торгово-экономическими партнёрами в Евросоюзе. Тем не менее, санкционная политика Брюсселя вынуждает Россию переориентироваться на рынки Китая, Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После успешной реализации таких проектов, как строительство газопровода “Сила Сибири” и нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” наша страна располагает достаточным опытом в решении масштабных задач по развитию новых каналов экспорта энергоносителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *