Зрелище планетарного масштаба: в Москве состоялась кинопремьера первой части фантастической саги «Дюна»

Фото: Виктор Авдеев/News of Russia

15 сентября в отреставрированном и обновленном кинотеатре «Художественный», старейшем в Москве, была представлена «Дюна» – долгоожидаемая лента уже зарекомендовашего себя на ниве кинофантастики Дени Вильнева, снятая по одноименному роману Фрэнка Герберта. Зрелище, сотканное командой Вильнева с огромной любовью – не зря автор фильма говорил что «Дюна – его мир»! – поражает своим масштабом и зрелищностью и выгодно отличается от прочих недавних опусов на тему приключений в далекой-далекой галактике.

Кадры из фильма/m.gordonua.com

Три года посвятила команда канадского режиссера проекту, который, судя по всему, придаст новый импульс в представлении фантастических миров на киноэкране. «Дюна» в изображении Дени Вильнева, разумеется, будет сравниваться с той, первой постановкой 1984 года, выполненной мастером эпатажа Дэвидом Линчем. Но еще одна параллель сравнения и противопоставления будет проводиться с последней, мягко говоря неоднозначно принятой трилогией-продолжением «Звездных войн». Но даже безотносительно всех сравнений зрителей безусловно поразит столь тщательно продуманная Вселенная, детализированная благодаря художникам-постановщикам, костюмерам и гримерам. Безумная эстетика лишь подчеркивает рыцарственный пафос и одновременно жестокий драматизм этого мира, поэтому не ждите, что картинка облегчит понимание разворачивающейся истории.

Поэтому же вполне ожидаемы претензии к режиссеру в затянутости первой части заявленной им дилогии, его сосредоточенности на растановке сил и фигур в битве за планету Арракис и ее бесценный ресурс. Однако, здесь стоит посоветовать критикам вновь научиться думать и рефлексировать, а не просто бездумно потреблять упрощенные, разжеванные до состояния хлебного мякиша, истории про очередную Борьбу Бобра с Ослом. Наполненный мистикой политический триллер в трактовке Дени Вильнева следует совершенно иной динамике, которая соответствует ходу нуар-фильмов, поначалу неспешному, но неумолимо затягивающему в воронку многостороннего конфликта как героев, так и зрителей. Ощущение погружения усиливается благодаря музыке композитора-ветерана Ханса Циммера.

Кадры из фильма/m.gordonua.com

Блистательный актерский ансамбль гармонично передает всю сложность царящих в этой Вселенной личностных, идеологических и властных отношений. Особо хотелось бы отметить сыгравших центральные роли Тимоти Шаламе и Ребекку Фергюсон, словно воплотивших в своем дуэте сына и матери парафраз мифа об Эдипе. Воспринимавшийся лишь современной иконой стиля и казавшийся чересчур перехваленным критикой за свои предыдущие роли, исполнитель главного героя, психологически очень точно показывает развитие своего персонажа: его юный Пол Атрейдес, сперва неуверенный и не желающий своей силы, а значит и ответственности, впоследствии мужает под ударами судьбы и осознанно встает на путь мессии. Недосказанность и сумрачность натуры играемых персонажей стали уже выработанным актерским почерком Ребекки Фергюсон, но в «Дюне» образ матери с мятущейся, разорванной душой и одновременно титаническим самоконтролем «сел» на шведскую актрису просто идеально.

Кадры из фильма/m.gordonua.com

«Дюна» вряд ли откровением в плане презентации новых смыслов – кто читал или хотя бы знаком с первоисточником, давно уже нашли параллели эпопеи Муад’Диба с путем Пророка Мухаммеда и Кораном, – но безусловно фильм Дени Вильнева задает новый уровень в кинофантастике: роскошная картинка заставляет верить каждому кадру не только потому, что огромные корабли и не менее огромные песчаные черви выглядят реальными. Эпичное полотно дает еще зрителю возможность задуматься над происходящим на экране, а не воспринимать его как яркий, исключительно развлекающий аттракцион. В этом контексте новую «Дюну» можно воспринимать как ответный удар по вселенной «Звездных войн»: картина Дени Вильнева безусловно превосходит натужную попытку эксплуатировать противостояние джедаев и ситхов в последней трилогии. Если почти сорок лет назад работа экспериментирующего и всегда парадоксального Дэвида Линча не смогла побороть детскую сказку в декорациях космооперы, придуманную Джорджем Лукасом, то теперь серьезный и драматичный фильм Дени Вильнева по всем статьям превосходит застывшую в инфантильности сагу «Звездных войн». А значит, наш мир взрослеет и перестает верить в сказки.

PS. И все же, магия кино дарит нам возможность прикоснуться к детству, к любимым книгам и игрушкам той поры. Получилось ли так специально, или авторы сделали своеобразный оммаж всем, игравшим в «Дюну: Битва за Арракис», но пейзажи планеты, виды на военные базы напомнили ту, из детства, давнюю компьютерную игрушку-стратегию, которую, наверняка, помнят многие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *