Отверженные или вызов общественному вкусу: Третьяковка вспоминает историю своих шедевров

C сегодняшнего дня в Третьяковской галерее начинает работать специальный маршрут: в рамках постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке посетители смогут узнать забытые истории знаковых, ставших уже хрестоматийными произведений, однако в момент своего появления вызывавших ажиотаж, острые дискуссии, а порой и жесткую критику. Корреспондент News of Russia побывал в этом крупнейшем музее России и узнал- что же ждет посетителей этой осенью?

На свой 165-летний юбилей Третьяковка словно смахивает пыль с уже привычных нашему глазу шедевров таких как «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова, «Неизвестная» Ивана Крамского, «Березовая роща» Архипа Куинджи. Всего ровно двадцать полотен, три четверти из них были приобретены самим Павлом Третьяковым, демонстриуют нам как изменилось общественное сознание, а с ним вкусы и пристрастия. Сегодня они все имеют подтвержденнный статус великих произведений искуства, однако тогда эти работы вызывали весьма неоднозначную реакцию как среди профессионального сообщества, так и обычной публики. Воспринимаемые сейчас чисто жанровыми картинами – пейзажами, бытовой или исторической живописью – во второй половине XIX – начале XX века данные произведения понимались не только как смелые арт-эксперименты, но и наполнялись актуальными эпохе политическими и социальными смыслами.

Изображение предоставлено Государственной Третьяковской Галереей

Экспрессивная и драматичная работа Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», приобретенная Третьяковым в 1867 году, к примеру считалась даже символом гнета и произвола царизма. Вообще, «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» – это также интересный рассказ-исследование о подходе Павла Третьякова в формировании колллекции, когда надо было пройти очень узким коридором, ожидая неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до запрета цензурой на экспонирование, снятия с выставки и изъятия из каталога, но при этом заполучить потенциальный шедевр, а не эпатажную однодневку.

Изображение предоставлено Государственной Третьяковской Галереей

Картины, включенные в состав выставки-маршрута, стали неотделимой частью образа Третьяковской галереи и русского искуства в целом, поэтому тем более важно понять какой непростой путь они прошли к своему нынешнему высокому статусу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *