«После импрессионизма» и не только. Культурно-политический мессседж новой выставки в Пушкинском

Во вторник, 18 апреля, в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве открылась, пожалуй, одна из самых ярких выставок этого года, вобравшая в свой фокус широкий и многоаспектный пласт художественной жизни России и Европы во второй половине 19 – начале 20 столетий. Период с огромной плотностью по-настоящему великих имен – Моне, Ренуара, Гогена, Матисса и многих других – совершивших революцию и определивших формы и методы искусства на многие десятилетия вперед, представлен на трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки. Творческие достижения и приемы этой Прекрасной Эпохи представлены в своеобразном диалоге русских и европейских живописцев и скульпторов того времени, где основным импульсом стал импрессионизм, положивший началомасштабному и радикальному поиску. В рамках этого процесса отечественная школа бурно прогрессирует, превращаясь благодаря таким именам как Илья Репин, Валентин Серов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич из прилежного и способного ученика западноевропейского искусства в явлениеведущий центр мирового авангарда.


О
безусловных художественных и концептуальных достоинствах выставки, впрочем, более развернуто смогут рассказать профильные специалисты, а лучше их оценить самостоятельно как посетителю, благо, экспозиция будет представлена до 20 августа. Гораздо важнее отметить ту символическую культурно-политическую, общественнуюзначимость выставки «После импрессионизма». Прежде всего кураторская группа музея очень корректно подчеркнула реальным диалогом европейского и русского искусств важную идею: в условиях той «культуры отмены», провозглашенной на Западе в отношении России и превратившуюся фактически в отмену самой культуры, мы не собираемся отвергать и подвергать остракизму вклад и значимость европейского искусства в развитии нашей культуры! И в этом качестве первый большой выставочный проект, реализуемый уже при новом директоре Пушкинского музея Елизаветы Лихачевой,отметившейся недавними экстравагантными рассуждениями о символах отечественной истории и культуры, приобретает уже характер определенной политической декларации в этой сфере, в том числе и к людям ее формирующим. Возможно, этот шаг покажется в условиях уже года ведущейся СВО запоздалым, но концептуально он важнее, чем собственно кадровые перемены, произошедшие в ведущих музеях страны этой весной.

Поэтому оставляя недавние отдельные высказыванияЛихачевой за скобками стоит отметить, что выставка сделана в старых добрых традициях музейной культуры, которой так дорожила легендарная Ирина Антонова. При всей риторикепрежней директрисы Марины Лошак, заявлявшей о сбережении этих традиций, ни для кого не было секретом, что подходы в реальности были другими. В период ее администрации всячески капитализировался в музейных стенах совриск, порой еще даже не проверенной временем и весьма спорной художественной значимости. Сейчас же посетителей ждет настоящее наслаждение от вкуса и такта выставки, собравшей как шедевры, так и просто крепкие работы той эпохи из обширного пула российский федеральных и региональных музеев, а также частных коллекций. Разумеется, проект продумывался и начал создаваться – а это процесс длительный, кропотливый и серьезный заранее, еще до назначения Елизаветы Лихачевой, но тот месседж, который шлет выставка «После импрессионизма» вполне четкий. Больше бездумно бежать, слепо копируя веяния западной моды на современное искусство, надувая мутный пузырь арт-бизнеса, наполняемого не менее мутными морально-этическими темами, в ущерб себе и здравому смыслу не будем! И этот послание или даже приговор можно адресовать предшествующей социально-политической эпохе, чьи фигуры в области музейного дела какЗельфира Трегулова и Марина Лошак ушли почти одновременно в очень короткий срок. Кто будет следующим, возможно, скоро увидим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *