Во вторник, 18 апреля, в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве открылась, пожалуй, одна из самых ярких выставок этого года, вобравшая в свой фокус широкий и многоаспектный пласт художественной жизни России и Европы во второй половине 19 – начале 20 столетий. Период с огромной плотностью по-настоящему великих имен – Моне, Ренуара, Гогена, Матисса и многих других – совершивших революцию и определивших формы и методы искусства на многие десятилетия вперед, представлен на трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки. Творческие достижения и приемы этой Прекрасной Эпохи представлены в своеобразном диалоге русских и европейских живописцев и скульпторов того времени, где основным импульсом стал импрессионизм, положивший началомасштабному и радикальному поиску. В рамках этого процесса отечественная школа бурно прогрессирует, превращаясь благодаря таким именам как Илья Репин, Валентин Серов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич из прилежного и способного ученика западноевропейского искусства в явлениеведущий центр мирового авангарда.
О безусловных художественных и концептуальных достоинствах выставки, впрочем, более развернуто смогут рассказать профильные специалисты, а лучше их оценить самостоятельно как посетителю, благо, экспозиция будет представлена до 20 августа. Гораздо важнее отметить ту символическую культурно-политическую, общественнуюзначимость выставки «После импрессионизма». Прежде всего кураторская группа музея очень корректно подчеркнула реальным диалогом европейского и русского искусств важную идею: в условиях той «культуры отмены», провозглашенной на Западе в отношении России и превратившуюся фактически в отмену самой культуры, мы не собираемся отвергать и подвергать остракизму вклад и значимость европейского искусства в развитии нашей культуры! И в этом качестве первый большой выставочный проект, реализуемый уже при новом директоре Пушкинского музея Елизаветы Лихачевой,отметившейся недавними экстравагантными рассуждениями о символах отечественной истории и культуры, приобретает уже характер определенной политической декларации в этой сфере, в том числе и к людям ее формирующим. Возможно, этот шаг покажется в условиях уже года ведущейся СВО запоздалым, но концептуально он важнее, чем собственно кадровые перемены, произошедшие в ведущих музеях страны этой весной.
Поэтому оставляя недавние отдельные высказыванияЛихачевой за скобками стоит отметить, что выставка сделана в старых добрых традициях музейной культуры, которой так дорожила легендарная Ирина Антонова. При всей риторикепрежней директрисы Марины Лошак, заявлявшей о сбережении этих традиций, ни для кого не было секретом, что подходы в реальности были другими. В период ее администрации всячески капитализировался в музейных стенах совриск, порой еще даже не проверенной временем и весьма спорной художественной значимости. Сейчас же посетителей ждет настоящее наслаждение от вкуса и такта выставки, собравшей как шедевры, так и просто крепкие работы той эпохи из обширного пула российский федеральных и региональных музеев, а также частных коллекций. Разумеется, проект продумывался и начал создаваться – а это процесс длительный, кропотливый и серьезный – заранее, еще до назначения Елизаветы Лихачевой, но тот месседж, который шлет выставка «После импрессионизма» вполне четкий. Больше бездумно бежать, слепо копируя веяния западной моды на современное искусство, надувая мутный пузырь арт-бизнеса, наполняемого не менее мутными морально-этическими темами, в ущерб себе и здравому смыслу не будем! И этот послание или даже приговор можно адресовать предшествующей социально-политической эпохе, чьи фигуры в области музейного дела какЗельфира Трегулова и Марина Лошак ушли почти одновременно в очень короткий срок. Кто будет следующим, возможно, скоро увидим…