Компания «Российские железные дороги» сообщила о прохождении миллионной тонны грузов через погранпереход «Нижнеленинское-Тунзян» соединяющий железнодорожные сети России и КНР. Хотя первый железнодорожный мост через реку Амур в Китай был открыт лишь осенью 2022 года, стремительно растущий товарооборот между нашими странами позволил новой магистрали выйти на рекордную пропускную способность в кратчайшие сроки.
Начиная с 2022 года российско-китайское сотрудничество в торговле и энергетике вышло на принципиально новый уровень, постоянно поражая экспертов и масс-медиа динамикой роста. Две крупнейшие мировые державы, обладающие уникальным положением в Евразии, с помощью активного развития двусторонних отношений и транснациональных проектов открыли за последние годы новые горизонты как в политических, так и в торгово-экономических взаимоотношениях.
Только за прошлый год товарооборот Москвы и Пекина увеличился почти на 30% и превысил 190 миллиардов долларов, а уже по итогам первого квартала 2023 года можно констатировать увеличение на 52% с аналогичным периодом 2022 года. Стоит отметить, что одним из ключевых факторов роста российско-китайской торговли традиционно являлись поставки энергоносителей и сырья из России в КНР и значительные объёмы товаров народного потребления в обратном направлении. Тем не менее события последних полутора лет значительно скорректировали структуру экспортно-импортных операций между нашими странами.
Одним из важнейших экспортных товаров для нашей экономики по-прежнему остаётся природный газ, и, несмотря на существенное сокращение его поставок в страны Евросоюза, российские газовые компании смогли найти возможность оперативно нарастить объёмы трубопроводного газа и сжиженного природного газа в КНР. Так, за 2022 год «Газпром» увеличил объёмы прокачки по магистральному газопроводу «Сида Сибири» в полтора раза по сравнению с 2021 годов, в результате чего на китайский рынок было продано свыше 15 млрд кубометров природного газа. Кроме того, российская газовая промышленность смогла существенно увеличить поставки по спотовым контракта через страны Центральной Азии, а также кратно нарастить объёмы СПГ, направляемого в КНР морским транспортом. С учётом того, что в настоящее время российским и китайским правительством и частными компаниями прорабатывается целый ряд новых проектов по строительству магистральных газопроводов, интерконекторов с трубопроводными системами страна Средней Азии, а также возведение новых мощностей по сжижению газа, Россия в ближайшее время может стать крупнейшим поставщиком голубого топлива в Китай.
Не менее впечатляющие показатели продемонстрировали наши нефтяные и угледобывающие компании, побившие все рекорды предыдущих десятилетий по поставкам на китайский рынок и рынки других азиатских стран. Только в 2022 году российские компании увеличили экспорт нефти в КНР почти на 10%, а по итогам первого квартала объёмы поставок увеличились на 27%. Ещё более впечатляющих результатов добились российские угольные компании, увеличившие поставки в 2022 году почти на 60%. Необходимо признать, что и эти результаты роста российско-китайской торговли могли бы быть значительно больше, однако пропускная способность существующих логистических коридоров пока ограничивают рост поставок из нашей страны на Восток.
Ещё одним важным направление роста экономического сотрудничества наших стран стало наращивание поставок в Россию широкой номенклатуры товаров из Китая, которые позволили компенсировать потери от ухода с российского рынка западных корпораций. Помимо традиционно крупных объёмов поставок товаров народного потребления, сотни компаний из КНР в кратчайшие сроки организовали поставки в нашу страну автомобилей, строительной техники, станков, оборудования для нефтегазовой и горнодобывающей промышленности. Кроме того, во многом благодаря сотрудничеству российского бизнеса с китайскими партнёрами нашей стране удалось решить многие задачи по наращиванию параллельного импорта.
Беспрецедентный рост взаимной торговли, который продемонстрировали Россия и Китай за последние полтора года свидетельствует о том, что перспективы сотрудничества наших стран имеют практически неограниченный потенциал. Ключевой задачей, призванной помочь в реализации эти возможностей является оперативное строительство новых транспортных коридоров и расширение существующих логистических возможностей. Именно реализация крупных инфраструктурных проектов как в двустроннем формате, так и на платформе таких организаций как БРИКС, ШОС, ЕврАзЭс смогут вывести сотрудничество России, КНР и других дружественных стран региона на принципиально новый уровень, превратив Евразию в самодостаточное пространство.