Саммит глав государств БРИКС, проходящий в эти дни в Южно-Африканской Республике продемонстрировал всему миру способность организации адекватно реагировать на стремительные изменения политико-экономической ситуации и находить компромиссы по принципиальным вопросам, а также последовательно расширять границы сотрудничества. Несмотря на многочисленные попытки Запада внести раскол среди членов содружества, подорвать взаимное доверие и дискредитировать сам у идею консолидации независимых от Вашингтона государств, встреча в Йоханнесбурге оправдала большинство ожиданий как членов организации, так и многих государств, стремящихся к ней присоединиться.
Одной из главных интриг саммита был вопрос о позиции лидеров БРИКС по вопросу расширения организации. Поскольку на сегодняшний заявки о вступлении в содружество подали уже 23 страны, а намерение оформить их в будущем выразили еще два десятка стран, главам Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики предстояло согласовать свои подходы к принципам дальнейшего развития организации. Стоит отметить, что в списке кандидатов на присоединения к БРИКС находятся государства, крайне различающиеся по таким параметрам, как уровень экономического развития, численность и благосостояние населения, а также крайне неравноценной степенью инфраструктурного и технологического развития.
Естественно, что одновременный приём в организацию столь значительного количества столь различных стран мог бы вызвать значительные трудности как в реализации существующих проектов, так и запуске перспективных программ сотрудничества. Подобные трудности активно использовались в последние месяцы западными масс-медиа, которые, с одной стороны, пытались осложнить отношения между членами БРИКС и одновременно успокоить общественное мнение в странах коллективного Запада, снизив значимость содружества на мировой арене по сравнению с такими блоками, как G7, НАТО и других структур, контролируемых Вашингтоном.
Несмотря на все попытки западной дипломатии и пропаганды подорвать взаимное доверие политического руководства БРИКС, вчера стало известно, что главы государств вполне успешно и без каких-либо существенных эксцессов договорились о принципах расширения и даже приняли соответствующих совместный регламент.
Ещё одним важнейшим вектором возможного развития содружества, который может коренным образом изменить политико-экономический ландшафт планеты, является создание на платформе БРИКС мощных финансовых институтов развития и создание альтернативы долларовой системы. Строго говоря, первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в 2013 году, когда на базе организации был создан Новый Банк Развития и запущены первые программы поддержки экономики и инфраструктуры ряда беднейших стран мира. В условиях прогрессирующего мирового экономического кризиса и заката существующей мировой финансовой системы, основанной на доминировании доллара США как главной резервной валюты и средства международных расчётов, перспектива формирования альтернативных структур и инструментов БРИКС является практически неизбежной.
Тем не менее создание новой финансовой архитектуры, способной эффективно обеспечить независимость членов содружества от гегемонии Запада, является чрезвычайно сложной задачей, поспешное решение которой не только может привести к неприемлемой разбалансировке мировой торговли, но и к дискредитации самой идеи радикальной перестройки американоцентричной системы. Надо отдать должное мудрости руководства как государств содружества, так и НБР, которые проявляют в данном вопросе крайнюю осторожность и избегают принятия преждевременных решений. И система взаимных расчётов, и выделение финансирования совместных проектов последовательно переводятся на валюты стран БРИКС, однако данный переход производится плавно, что позволяет избежать многих проблем как в национальных финансовых системах, так и резких изменений в общемировом масштабе. Хотя создание единой валюты организации в перспективе может создать реальную альтернативу осыпающейся долларовой системе, скорее всего, этот процесс займёт определённое время, а промежуточным этапом станет введение единой расчётной единицы, вопрос о которой обсуждается в эти дни в Йоханнесбурге.
Важно понимать, что те задачи и перспективы развития БРИКС, которые сейчас прорабатываются на саммите в Южно-Африканской Республике, будут определять судьбы не только стран, входящих в организацию, но и всего человечества. Хотя лидеры и официальные представители наших государств неоднократно заявляли о том, что БРИКС не претендует на статус военно-политического блока и не стремится к конфронтации с какими-либо иными странами или организациями, превращение этой организации в новый политико-экономический центр силы является лишь вопросом времени. Причиной этого является отнюдь амбиции или стремление к гегемонии, а объективные исторические процессы и наличие на международной арене такой угрозы, как возглавляемый США «золотой миллиард», пытающийся сохранить своё господство над странами, народами и ресурсами Глобального Юга. В подобной конфигурации сил и вызовов действующие и будущие участники БРИКС будут вынуждены вырабатывать эффективные механизмы защиты своих интересов, суверенитета и права на будущее.