Российский нефтегаз остаётся оплотом нашей экономической стабильности

Владимир Путин отметил устойчивость российского нефтегазового сектора, который, несмотря на многочисленные санкции, продолжает уверенно развивать существующие проекты и осваивать новые перспективные направления. Как отметил президент, выступая на совещании, посвящённому масштабному энергоинфрастуктурному проекту «Мурманский СПГ» наши нефтяные и газовые компании по прежнему успешно работают и развиваются, несмотря на беззаконные санкции недружественных стран.

Стоит отметить, что российская нефтегазовая промышленность за последние полтора года стала одновременно как флагманом отечественной экономики, так и одной из главных мишеней для санкций Запада. На протяжении последних десятилетий важнейшем нарративом антироссийской пропаганды стало сравнение нашей страны с бензоколонкой, основанный на значительной доле нафтегазовых доходов в бюджете нашей страны, и набором неолиберальных штампов о том, какую экономику можно считать развитой и современной.

Необходимо понимать, что насаждавшиеся в рамках этой идеологии представления о «продвинутости» американской и европейской модели экономического развития, основанной в первую очередь на доминировании финансового сектора, сферы услуг, и весьма ограниченного пула высокомаржильного высокотехнологичного производства, стали результатом очень длительного периода паразитирования Запада на ресурсах и дешёвой рабочей силе всего остального мира. После восстановительного периода 50-х, 60-х и 70-х годов XX века, когда США и послевоенная Европа перестраивали свои экономики в соответствии с требованиями новой эпохи, Запад столкнулся одновременно с целым рядом проблем, которые с одной стороны угрожали его жизнеспособности в противостоянии с СССР и соцлагерем, а с другой стороны препятствовали поддержанию привычного для «золотого миллиарда» высокого уровня жизни. Оной из этих трудностей была задача поддержания роста благосостояния населения, которая была решена на несколько десятилетий за счёт изменения модели потребления. Рост доходов американцев, европейцев, канадцев, австралийцев и представителя ещё ряда западных стран решался за счёт неконтролируемой эмиссии доллара, развития системы кредитования населения, а также за счёт переноса значительной части производств в регионы с дешёвой рабочей силой.

Именно созданная в конце 70-х – начале 80-х годов западная модель потребления и экономических отношений встала на тот путь, который не мог не закончиться её крахом. Эта система работала следующим образом – основная масса товаров народного потребления производилась в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Латинской Америки, где за счёт дешёвой рабочей силы и низких операционных издержек их стоимость был в разы ниже, нежели у аналогичной продукции, произведённой в США или Западной Европе. Большая часть этих чудовищных объёмов товаров в первую очередь закупалась для нужд «золотого миллиарда», а излишки направлялись в развивающиеся страны. Помимо того, что значительная часть производств, размещённых в развивающихся странах принадлежала западным корпорациям и банкам, которые получали львиную часть доходов от их деятельности, Запад расплачивался за дешёвые товары из государств Глобального Юга ничем не обеспеченными долларами и евро, которые эмитировал в любых необходимых количествах. Одновременно с этим, подавляющая часть населения Соединённых Штатов, Европы и других западных стран была вовлечена в замкнутую систему кредитования, которая с одной стороны позволяла обеспечивать высокую покупательную способность и иллюзию благополучной жизни, но одновременно с этим требовала постоянного насыщения всё новыми и новыми объёмами денежной массы.

Параллельно с выстраиванием грандиозной финансово-кредитной и потребительской пирамиды, до недавнего времени благополучие «золотого миллиарда» обеспечивалось и за счёт получения огромных объёмов дешёвых природных ресурсов из России и стран Глобального Юга. Закупка нефти, газа и другого сырья Соединёнными Штатами и их сателлитами строилась примерно по такой же схеме, как и приобретение продукции промышленности и сельского хозяйства – Федеральная резервная система США и другие западные центробанки эмитировали любые необходимые объёмы долларов и евро, на которые закупали энергоносители и природные ресурсы. До определённого момента эта система была вполне жизнеспособна, однако вызванная финансовой политикой западных стран инфляция, торгово-экономические последствия пандемии COVID-19 и политический кризис вокруг Украины резко обострили все те проблемы, которые Запад маскировал несколько десятилетий.

С учётом начавшейся рецессии в США и Евросоюзе, подрыва доверия к западной политической и финансовой системе, всё меньшее число стран Глобального Юга готовы участвовать в тех системах торговли, которые были созданы Западом в XX веке. В ситуации разворачивающегося мирового политико-экономического кризиса, главными и единственно ценными ресурсами становятся отнюдь не запасы ничем не обеспеченных долларов, евро или иных ненадёжных и виртуальных западных финансовых инструментов, а реальные запасы нефти, газа, угля, металлов, древесины, а также продукция промышленности и сельского хозяйства. Наличие же в распоряжении нашей страны практически неограниченных запасов энергоносителей, средств их добычи, переработки и транспортировки, превращает Россию в один из немногих оплотов стабильности, способных пережить любые бури в мировой экономике и выйти на качественно новый уровень развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *