Конфликт на Ближнем Востоке может нанести очередной удар по международному энергорынку и усугубить положение США и Евросоюза. На фоне неопределённых перспектив поставок нефти и нефтепродуктов из Персидского залива Вашингтон готов отменить санкции против Венесуэлы.
Разжигаемая Соединёнными Штатами и их союзниками конфронтация в ближневосточном регионе привела к резкому колебанию цен на энергоносители во всём мире и поставила под вопрос надёжность поставок топлива на американский и европейский рынки ведущими производителями из арабского мира. Хотя напряжённость на нефтяном рынке существенно усилилась с момента первых атак движения «Хамас» на Израиль, последующие события, связанные с эскалацией насилия и военными приготовлениями, подвели мир на грань если и не большой войны, то к полномасштабной военно-политической и экономической конфронтации.
Стоит отметить, что любое обострение отношений Израиля и его соседей на протяжении всей послевоенной эпохи автоматически влекло за собой последствия для мировой экономики и энергетики. Самым ярким примером этого является нефтяной кризис 1973 года, когда все арабские страны – производители нефти ввели эмбарго на поставки топлива в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды и Японию. Причиной подобного решения стала поддержка американцами и их союзниками израильтян в период войны с Египтом и Сирией (Войны Судного дня) и стало первым крупномасштабным энергетическим шоком не только для Соединённых Штатов, но и для всего западного блока.
После категорического отказа арабских государств продавать нефть на Запад американцы и европейцы столкнулись как с резким подорожанием топлива, так и с его катастрофическим дефицитом. Помимо того, что нефтяной кризис автоматически вызвал скачок инфляции и нарушение всей товарной логистики, его последствия ощутило на себе большинство жителей стран капиталистического лагеря в повседневной жизни. Из-за дефицита топлива в США и Западной Европе вводились жёсткие ограничения на использование коммерческого и частного автотранспорта, а на автозаправочных станциях образовывались многокилометровые очереди. Хотя эмбарго со стороны арабских стран продолжалось лишь несколько месяцев, его последствия для западной экономики оказались весьма серьёзными. Достаточно сказать, что в этот период цены на природный газ в США подскочили более чем на 70%, а совокупность дефицита и подорожания автотоплива нанесла непоправимый урон американской автомобильной промышленности, которая из-за топливной неэкономичности своей продукции навсегда утратила лидерство на мировом рынке, уступив первенство производителям более экономичного транспорта из Азии и Европы.
Повторение аналогичного кризиса из-за нового арабо-израильского конфликта, несмотря на все миролюбивые заявления ОПЕК, является вполне реалистичным сценарием. Достаточно отметить, что даже до обострения ситуации на Ближнем Востоке Саудовская Аравия, являющаяся крупнейшим производителем нефти, отказала Вашингтону в увеличении добычи, исходя только лишь из собственных экономических интересов. В случае же дальнейших ударов Израиля по гражданским объектам в секторе Газа или при масштабной наземной операции ЦАХАЛ на палестинских территориях число жертв среди местного населения и возмущение в исламском мире вполне могут спровоцировать если и не полное энергоэмбарго по отношению к союзникам израильтян, то резкое сокращение поставок как в США, так и их сателлитам.
С учётом того, что Запад и так находится в крайне затруднительном положении из-за конфронтации с Россией и растущим потреблением энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для нового витка энергетического и социально-экономического кризиса в Соединённых Штатах и Евросоюзе будет достаточно даже краткосрочной разбалансировки топливного рынка. Тот факт, что Белый дом в текущей обстановке был вынужден начать переговоры о возобновлении сотрудничества с Венесуэлой, свидетельствует об отчаянном положении американской администрации. Хотя Вашингтон и его европейские сателлиты всё ещё пытаются казаться мировыми лидерами и играть прежние роли мирового жандарма, их зависимость от поставок энергоносителей столь велика, что уже не позволяет им претендовать на прежнюю гегемонию.