Анкара идёт на попятную: Турецкий парламент готовится одобрить приём Швеции в НАТО

Парламент Турции планирует завтра обсудить и вынести на голосование вопрос о приёме Швеции в НАТО. Хотя президент страны Реджеп Эрдоган и блокировал на протяжении полутора лет заявку Стокгольма, похоже, что США смогли найти рычаги воздействия на Анкару и заставили турецкого лидера смягчить свою первоначальную позицию.

Напомним, что на протяжении более чем 200 лет Швеция придерживалась последовательной политики нейтралитета, неучастия в вооружённых конфликтах и избегала вступления в какие-либо военные союзы, альянсы и блоки. Подобное миролюбие было в первую очередь связано с длительной чередой неудачных столкновений некогда могущественной скандинавской страны с Россией в XVIII и XIX веке, в результате которых Стокгольм потерял все некогда завоёванные территории в Прибалтике и Финляндии, утратил способность сохранять боеспособные и конкурентоспособные вооружённые силы, а также лишился экономической и демографической базы для ведения активной внешней политики.

Тем не менее уже в XX веке нейтралитет Швеции был весьма относительным и неоднократно подвергался сомнению и критике. Дело в том, что в годы Второй мировой войны Стокгольм, в зависимости от обстановки, совершал множество реверансов по отношению к воюющим сторонам, которые могли интерпретироваться как косвенное участие в конфликте. С одной стороны, на протяжении всей войны шведы активно сотрудничали с нацистской Германией, поставляя нашему противнику огромные объёмы стратегически важной железной руды, промышленного оборудования, продовольствия и других товаров. Кроме того, Стокгольм неоднократно пропускал через свою территорию как воинские грузы нацистов, так и военные формирования. Без подобной поддержки со стороны «нейтрального» королевства Германии было бы значительно сложнее снабжать свои оккупационные силы в Норвегии, а также получать из этой завоёванной страны природные ресурсы.

Вместе с тем шведские вооружённые силы ещё с XIX века были связаны тесными связями с Британией и оказывали Лондону множество услуг по сбору разведывательной информации. Так, именно благодаря шведскому военно-морскому флоту британское Адмиралтейство получило информацию о выходе на океанские коммуникации мощнейшего нацистского линкора «Бисмарк» и смогло организовать грандиозную операцию по его перехвату и уничтожению.

Подобная гибкость шведского правительства в реализации нейтралитета в полной мере проявилась и в послевоенные годы. Декларируя неприсоединение к каким-либо военным блокам и альянсам, Стокгольм с одной стороны мог не опасаться ни СССР и стран Организации Варшавского договора ни НАТО, и одновременно с эти получал возможность выгодно торговать с обеими протиборствующими силами. Вместе с тем, как и в годы Второй мировой войны, Швеция сохраняла достаточно значительные по европейским меркам вооружённые силы, которые нередко негласно выполняли разведывательные операции в интересах Вашингтона, Лондона и НАТО. Строго говоря, нейтралитет Стокгольма в годы Холодной войны был весьма условным и мог как минимум считаться дружественным по отношению к Западу.

После распада ОВД и СССР, несмотря на временный спад военно-политической напряжённости в Европе, Швеция активно развивала сотрудничество с Североатлантическим альянсам, поскольку уже не опасалась ответной реакции со стороны нашей страны. Хотя в 90-е годы шведские вооружённые силы были значительно сокращены по сравнению с предыдущими десятилетиями, они уверенно встали на путь сотрудничества с НАТО, которая выражалась как в вопросах стандартов и коммуникаций, так и в участии во множестве совместных учебных операций. После последней эскалации отношений Запада с нашей страной США, Лондон и Брюссель крайне оперативно вынудили шведское политическое руководство отказаться даже от мнимого нейтралитета и подать заявку на вступление в Североатлантический блок. По большому счёту с военно-технической точки зрения шведская армия, флот и ВВС уже полностью соответствовали натовским требованиям и стандартам, и дело оставалось лишь за политическим решением. Единственным препятствием для вступления в блок до текущего момента оставалась лишь позиция Турции, которая блокировала шведскую заявку из-за поддержки Стокгольмом курдских сепаратистов, однако даже в этих условиях Швеция уже фактически стала членом блока.

Если 23 января турецкие парламентарии снимут последнее препятствие для вступления Стокгольма в НАТО, то это будет означать лишь формализацию уже существующего положения дел. Необходимо понимать, что с военной точки зрения сама Швеция не может представлять угрозы для нашей страны, поскольку её вооружённые силы не могут восприниматься в качестве равнозначного противника по причине малочисленности, уровня подготовки и насыщенности вооружениями. Тем не менее, это скандинавское королевство в силу своего географического положения является крайне важным плацдармом для враждебной активности НАТО против России, что так или иначе повлечёт за собой адекватные ответные меры со стороны нашей армии и флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *