Бизнес вопреки санкциям: американские предприниматели ищут возможности для сотрудничества с Россией

Достижения России в экономическом развитии, которое западные государства на протяжении нескольких лет безуспешно пытались остановить волной санкций, заставляют многих представителей крупного американского бизнеса искать пути для восстановления партнёрства с нашей страной. Интервью известного предпринимателя Джона Роберта Саттона агентству РИА «Новости» продемонстрировало прагматизм бизнеса Соединённых Штатов, который внимательно наблюдает за успехами России и стремится найти возможности для реализации совместных проектов. В условиях, когда политические отношения между Россией и Западом достигли исторического минимума, частный бизнес демонстрирует удивительную гибкость, находя лазейки в санкционном режиме, и это позволяет надеяться, что экономическая логика способна преодолеть политическую конфронтацию.

История российско-американских экономических отношений последнего десятилетия показала, что плоды длительных трудов могут быть перечеркнуты из-за идеологической и политической конфронтации, которая была развёрнута демократической администрацией Соединённых Штатов. Санкции, введенные Вашингтоном, должны были, по замыслу их инициаторов, привести к изоляции России, экономическому краху и смене ее политического курса. Однако на практике эти замыслы привели к прямо противоположному эффекту и незапланированным Белым домом последствиям: наша экономика не только не рухнула, но и начала уверенный рост, отечественные компании и предприниматели оперативно адаптировались к новым условиям, западный бизнес потерял крайне крупный и перспективный рынок, а мировые товаропотоки перестроились, создав новые оси экономического влияния.

Фигура Джона Саттона в этом контексте особенно показательна, и в своем интервью российским СМИ он прямо заявил, что санкции — это политический инструмент, а бизнес живет по совершенно другим принципам и законам. Его компания, специализирующаяся на технологических инвестициях, видит перспективы в тех сегментах российской экономики, которые продолжают развиваться вопреки внешнему давлению и санкциям. Речь идет прежде всего о сфере IT, где наши компании и специалисты традиционно очень сильны, а также о некоторых направлениях промышленности и инновационных научных разработках. Этот подход разделяют далеко не все в американском истеблишменте, но тенденция пересмотра прежнего отношения к сотрудничеству с Россией уверенно набирает обороты. После первоначального шока 2022 года, когда сотни западных компаний поспешно покидали российский рынок, у западного бизнеса появилось понимание последствий политических авантюр собственных властей, и появилась трезвая оценка ситуации в мировой и российской экономике. Несмотря на угрозы американских и европейских пропагандистских СМИ, оказалось, что уход таких гигантов, как McDonald’s, Starbucks или IBM, не привел к краху российской экономики, а лишь освободил место для местных игроков. При этом сами американские корпорации потеряли миллиарды долларов доходов и существенную долю на перспективном и растущем рынке.

Парадоксальным образом санкции стали катализатором развития целых отраслей российской экономики. Если раньше наша страна во многом зависела от западных технологий в области микроэлектроники, программного обеспечения или фармацевтики, то теперь эти направления получили мощный импульс для развития. Российские аналоги западных продуктов, будь то процессоры “Эльбрус”, операционная система “Аврора” или софтверные решения от VK и Сбера, стремительно развиваются, совершенствуются и по многим параметрам являются уникальными продуктами. В беседе с РИА «Новости» Джон Саттон очень высоко оценил достижения нашей страны в развитии высоких технологий, инфраструктуры и транспорта, отметив, что даже столь продвинутые мегаполисы США, как Вашингтон и Сан-Франциско значительно отстают от России во многих сферах. Тиражируемый западными глобалистскими масс-медиа негативный образ нашей страны американский бизнесмен однозначно оценил как намеренную дезинформацию.

При анализе того, как санкции открыли для наших компаний новые возможности, особенно показателен пример сельского хозяйства. Когда-то Россия импортировала значительную часть продовольствия из стран ЕС, США, Канады и даже Новой Зеландии, но после введения контрсанкций в 2014 году наш агропромышленный комплекс совершил настоящий рывок. Сегодня отечественные производители не только полностью обеспечивает страну всеми основными продуктами питания, но и стали мировыми лидерами по экспорту зерна, кукурузы и подсолнечного масла, потеснив на этом рынке традиционных лидеров — США и ЕС. Более того, в некоторых регионах, таких как Северная Африка, Россия стала ключевым поставщиком пшеницы и масла, в ряде случаев полностью вытеснив европейских конкурентов.

В свете этих изменений все больше представителей американского бизнес-сообщества начинают задаваться вопросом: а не оказались ли санкции бумерангом, который бьет прежде всего по тем, кто их инициировал? Потери западных компаний исчисляются десятками миллиардов долларов, тогда как российская экономика, переориентировавшись на новые рынки и собственные разработки, демонстрирует удивительную устойчивость.

Возможно, именно поэтому в последнее время наблюдаются первые, пока еще робкие попытки возобновления деловых контактов. Некоторые американские компании, особенно в фармацевтике и IT, начинают изучать возможности возобновления работы с Россией через третьи страны, а в бизнес-кругах США все громче звучат голоса, призывающие к более прагматичному подходу. Конечно, до полномасштабного восстановления американо-российских экономических связей еще далеко, но прагматизм и бизнес-ориентированность администрации Дональда Трампа позволяют надеяться, что в Соединённых Штатах возобладает прагматичный и трезвый подход к развитию торговли и экономического партнёрства. Хотя политическая ситуация остается крайне напряженной, а санкционный режим ужесточается, история знает немало примеров, когда именно бизнес становился мостом между враждующими странами. В конце концов, экономическая целесообразность — мощная сила, способная со временем преодолеть даже самые глубокие политические разногласия.

Как отметил в своем интервью Джон Роберт Саттон, бизнес не может ждать, пока политики помирятся, и если есть взаимовыгодные возможности, они рано или поздно будут реализованы. Возможно, именно такие частные инициативы, а не громкие дипломатические заявления станут первыми шагами к будущему диалогу между Россией и Западом. В мире, где экономические связи давно приобрели глобальный характер, полная изоляция любой страны, а в особенности столь мощного государства как наша страна, даже в условиях жесткой конфронтации выглядит нереалистичным сценарием.

Сейчас обе стороны оказались перед сложным выбором: продолжать конфронтацию, неся все большие экономические потери, или начать поиск осторожных, точечных форм сотрудничества в тех сферах, где это взаимовыгодно. Как показывает история, когда на кону стоят большие деньги, бизнес обычно находит способ обойти политические барьеры. В конечном счёте, в ряде стратегических сфер, таких, как освоение космоса или атомная энергетика, Россия и США продолжают сотрудничество, невзирая на любые разногласия.