«Волжский гедонизм»: почему растет туристский трафик в Самарскую область?

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

Представляем обзор нашего корреспондента Виктора Авдеева, который отправился в Самарскую область в пресс-тур “Жигулевские выходные” и собственными глазами увидел, чем богат регион в плане туризма.

Согласно данным Департамента туризма Самарской области туристский поток в регион составил за период с января по июль 2021 года 1 047 937 человек, что на 41,9 % выше аналогичного периода за предыдущий год (738 692 туриста) и является наиболее высоким показателем за последние десять лет. В условиях постоянных локдаунов и карантинов внутренний российский туризм показывает стабильный рост, и на примере Самарской области можно хорошо увидеть имеющийся потенциал как туристского трафика, так и ресурсов региона – историко-культурных, логистических, природных и инфраструктурных. Но Самарская область также наглядно демонстрирует, как важно умение принимающей стороны – местных властей и туристического сервиса – разумно распорядиться наличными преимущетвами, чтобы принять гостей из других регионов.

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

В наибольшей степени помогает оценить эти возможности на практике специально созданный национальный брендовый маршрут «Жигулевские выходные», который охватывает самые знаковые достопримечательности поволжского региона и становится краткой ознакомительной программой, после которой уже можно выбирать согласно своим предпочтениям и хобби ту или иную возможность. Самарская область действительно выделяется и удобной логистикой для посещения туристами из Европейской части России, а также Урала, и одновременно широким оригинальным набором опций.

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

Можно выбрать плавание на яхте под парусом или прогулки на моторном катере по Жигулевскому морю; испробовать пеший или конный марсшрут по Самарской Луке, поднявшись на древние Жигулевские горы; сравнить архитектуру старинной Сызрани, сохранившей поволжский купеческий колорит, с автопромышленным гигантом Тольятти, который строился в 1970-е «с нуля» как город будущего. Благодаря такому выбору Самарская область может похвастать высоким процентом «возвратных» туристов, которые повторно приежают на берега Волги в поисках уже выстроенного под себя отдыха.

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

При этом сохраняя свою, во многом уникальную природу, в области стараются много сделать для обновления и развития туристской инфраструктуры, грамотно вписывая ее в окружающую среду: удобная тропа с переходами без необходимости гулять по краю пропасти и отличной смотровой площадкой на вершине Стрельной горы – самой высокой точкой Жигулей, доказывает напрямую, что в России все можно сделать по уму, главное иметь желание! В совокупности с возрождаемым культом местной кухни с упором на рыбу, с тем ощущением мощи и неспешности, которое дарит Волга, гости получают возможность погрузиться в настоящий «волжский гедонизм», ставший уже имиджевой составляющей отдыха в Самарской области.

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

Верно выбранному акценту на своей особенности и уникальности возможно не хватает активности, и даже агрессивности при позиционировании сильных сторон, которые сейчас вроде как известны и составляют часть бренда региона – сызранский помидор, жигулевская вишня и прочее – но недостаточно представлены в массовом сознании.

Вспоминается, как в Америке можно увидеть у дороги броский билборд, извещающий, что через пару миль у путешественника есть уникальная возможность насладиться лучшими блинчиками если не в штате, то в графстве точно! Что мешает столь же громко заявлять о том же самом сызранском помидоре, устраивая для гостей дегустации в сезон? Возможно, виновата наша национальная застенчивость, не позволяющая похвалить то, чем можно гордиться.

Приятное исключение в этом плане – Жигулевский пивзавод, где дегустации вплетены в информативный исторический и бытовой экскурс, посвященный пивоварению в Самаре, и стали визитной карточкой предприятия как и знаменитый бар «На дне».

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

На вполне обычные моменты о необходимости подтягивания и контроля за сферой гостеприимства не будем акценировать – это общая проблемная зона для всех российских регионов, в которой все же есть позитивные сдвиги. Характерным примером можно назвать обновленную набережную Самары, не уступающую прогулочным променадам Ниццы и Канн на Лазурном побережье.

Впрочем, той же Самаре явно не хватает как ни странно явного акцента на речной потенциал. Хотя жители губернской столицы активно используют водный ранспорт включая личный для отдыха на правом, противоположном городу берегу, для гостей и приезжающих существующие прогулки на теплоходах – это лишь часть возможностей, которые им может предоставить Самара, стоящая на берегу великой русской реки!

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

Разумееется, узким местом является речная инфраструктура для водного транспорта и туризма. Парк туристических судов не обновлялся и фактически не пополнялся с советских времен, и в течение ближайших 10 лет он по признанию Самарской городской думы может прийти в негодность. Аналогичная ситуация с причальными стенками и оборудованными пристанями: при наличии 300 км судоходного пути в пределах области пассажирские перевозки осуществляются между 25 остановочными пунктами. Количество при этом не растет, а сокращается – фактически не фунционирует пассажирская пристань в Сызрани, находящаяся в федеральном ведении и до сих пор не модернизированная.

Если Тольятти располагает прекрасным яхтенным портом и клубом «Дружба» на Куйбышевском водохранилище, то Самаре же как главному городу явно не хватает современной технологически оборудованной марины с сетью причалов для маломерного личного и туристического водного транспорта. Речное сообщение серьезным образом решает логистические проблемы: ведь, чтобы добраться от Самары до села Ширяево, где Илья Репин создавал свой шедевр «Бурлаки на Волге», на скоростном водном транспорте понадобится 40-45 минут вместо 2,5 часов на автомобиле.

Справедливости ради, надо отметить, что власти области эту проблему осознают, им в частности в том же Ширяево планируется в ближайшие 2 года реализовать большой инвестиционный проект по созданию причального комплекса со стоянкой для маломерных судов.

Фото: Николай Шестаев/ News of Russia

При всех пока имеющихся узких местах, которые требуется «расшить», Самарская область, представившая еще в 2017 году для национального туристического рынка свой брендовый маршрут «Жигулевские выходные», демонстрирует главное – четкий системный и комплексный подход в развитии конкретного маршрута, на который нанизываются программы развития и деятельность смежного бизнеса, на основе которого уже можно будет разворачивать и большую туристскую программу «волжского гедонизма»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *