Правда и ложь Мельпомены: на Вахтанговской сцене необычный спектакль «Театр» по роману Сомерсета Моэма

К Международному дню театра Вахтанговский театр сделал настоящий подарок ценителям и почитателям искусства Мельпомены: 26 и 27 марта на его исторической сцене состоялась премьера спектакля «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма, блестящего британского писателя ХХ века. Культовое произведение, изданное еще в 1937 году, одновременно восхищается театром, где создаются новые жизни и образы, и безжалостно, но с истинно английской самоиронией, срывает мишуру и блеск с темных и малоприглядных сторон театральной жизни.

Спектакль «Театр» в постановке Ольги Субботиной очень органично и бережно передает оригинальный роман, насыщенный внутренними переживаниями и внешними конфликтами главной героини Джулии Лэмберт, через личность которой и выражена все мноообразие театра. Её роль безусловно блистательно исполнила Лидия Вележева, чья чувственная сексапильность, пластика, голос создали одновременно ироничный образ театральной примы, которая знает свою власть над окружающими и умело манипулирует ими, но при этом передали со всей искренностью психологический надлом ищущей любви, а затем обманутой и впоследствии изощренно мстящей женщины. Важными составляющими этого образа стали невидимые собеседники, с которыми она ведет важный личный диалог, объясняющий многие нюансы её поведения и поступков.

«Я не играю великую актрису – она великая у себя на сцене! – я же играю женщину без кожи». (Лидия Вележева, исполнительница роли Джулии Лэмберт)

Шаржированность и глубину, совмещенные в истории Джулии Лэмберт, подчеркивают сценография и костюмы художника спектакля Максима Обрезкова, транслирующие всё очарование эпохи ар деко и джаза. Спекталь наполнен свойственными тому времени театральными же условностями, которые актеры не просто радостно подхватывают, но и педалируют, что придает действию, разворачивающемуся перед зрителями, несколько выспренную, где-то комичную, но при этом очень теплую атмосферу.

«Могут ли подлинные чувства человека быть подлинными на сцене? – задается в связи с этой условностью риторическим вопросом Евгений Князев, сыгравший мужа главной героини, и отвечает, – Не могут! Это разные вещи. Поэтому актерская игра требует твоего подключения целиком, но не передачи твоих истинных чувств. Но именно поэтому, даже с учетом всех современных технологий, театр – единственное место, куда человек можети прийти, чтобы с ним поговорили о нём же».

Гротеск, ощущаемый в «Театре», уже стал отличительной чертой постановок Ольги Субботиной, для которой это уже вторая работа с Театром имени Вахтангова. Ранее она выпустила спекталь по другому крупному роману – знаменитому произведению Густава Флобера «Бовари», снискавшему симпатии и критиков, и зрителей. Задача воплотить культовый роман о Театре как социально-культурном феномене в год столетия Вахтанговского театра выглядела даже дерзко, с учетом масштабности материала.

«Это была титаническая работа! Требовалось ужать обширный роман до инсценировки. Некоторые яркие сцены к сожалению даже не вошли в окончательную версию. В финале от всего актерского ансамбля, полного индивидуальностей, потребовалось точное попадение в одну интонацию. Поэтому это история не про любовь женщины, а про любовь к театру», – отметила в интервью News of Russia режиссер Ольга Субботина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *