Из-за махинаций со стороны чиновников погибли минимум семь пациентов консультационно-диагностического центра №1 на улице Сикейроса. Этот инцидент называют крупнейшим происшествием в медицинской сфере Петербурга за последние годы. Ещё сотни человек могут оказаться жертвами отравления, даже не подозревая об этом.
О первых жертвах отравления барием стало известно ещё в декабре 2021 года – январе 2022 года. По сути, люди погибли в результате рядового безопасного исследования, во время проведения рентгеноскопии желудка. Причиной стала закупка вместо медицинского сульфата бария, который применяется в процессе рентгеноскопии, промышленный – сернокислый барий. Если первый препарат не усваивается организмом и полностью выводится из него через желудочно-кишечный тракт, не принося вреда здоровью, то влияние сернокислого бария может быть губительным. Оба вещества можно найти на рынке по одинаковой формуле, но при этом промышленный барий дешевле медицинского примерно на полторы тысячи рублей за 100 грамм.
Сложно выяснить, где и кем была заключена такая «выгодная» сделка для медучреждения, скорее всего, смертоносный барий купили «в обход» федерального законодательства. Не исключено, что сделку провели через некое частное лицо, участвовавшее в перепродаже.
Инцидент с барием называют крупнейшим происшествием в медицинской сфере Санкт-Петербурга за последние годы. Политолог Юрий Самонкин отметил, что в городе слабо контролируется система здравоохранения. Комздрав работает с подведомственными учреждениями по принципу «и так сойдёт», что даёт простор финансовым манипуляциям. Следственный комитет РФ предъявил обвинение пятерым сотрудникам медицинского центра: главврачу учреждения, завотделением лучевой диагностики, медперсоналу и так далее.
Тем временем петербургский Комздрав никак не проявляет свою озабоченность проблемой. Председатель комитета Дмитрий Лисовец прокомментировал ситуацию только 28 января и то из-за ареста главврача. Стоит ли говорить о том, что ведомство должно всё время контролировать медицинские закупки. Это говорит о том, что самого Лисовца и его подопечных стоило бы проверить. Тем более, что случаи со взяточничеством в комитете не впервые выходят на общественное осуждение.
Стоит только вспомнить задержание в июне 2021 года одного из сотрудников ведомства Александра Шкабару. Его подозревают в получении более двух миллионов рублей за лоббирование договоров с «нужными» компаниями.
В целом с приходом к власти губернатора Александра Беглова и его назначенцев из «Курортного» в Петербурге коррупция стала постоянным явлением во всех сферах деятельности Смольного. Трагедия с барием показывает, что к модели получения взяток в государственных структурах подключается полномасштабная вертикаль власти. Всё главное делается руками младшего персонала при контроле старших, а руководители ведомств попросту не замечают происходящее у них под носом. Часто они даже сами участвуют в подобных схемах ради собственной выгоды.