НАТО в Муми-доле: Североатлантический блок зазывает скандинавов

Финляндия и Швеция сбрасывают нейтралитет.

Большая часть туристов прибывает в Стокгольм на одном из многочисленных паромов круизных или регулярных пассажирских рейсов. Долгий проход через живописные шхеры из Балтийского моря к Стокгольму всегда выманивает разномастную многонациональную толпу туристов на палубы гигантских круизных лайнеров, радуя пассажиров живописными пейзажами, пасторальными домиками и фантастическим скандинавским небом. Особый восторг детворы неизменно вызывают форты и доты, которые некогда защищали морские подходы к шведской столице, а ныне являются винтажными туристическими объектами или учебно-складскими пунктами шведской армии.

Былая военная слава Швеции является одной из доходных статей туристической индустрии королевства – вам покажут и военный музей, с богатейшей коллекцией оружия и военных трофеев, и законсервированный линкор «Васа», утонувший в первом и последнем походе, и поднятый со дна Стокгольмской гавани в 1961 году. Даже топонимика и многочисленные скульптуры и памятники шведской столицы время от времени напоминает туристу о былом величии и военных победах маленького королевства.

Тем не менее, даже если вы проживёте в Швеции несколько лет, то вряд ли вы встретите шведского солдата или офицера. Единственный шанс гарантированно увидеть в повседневной жизни шведских военных – это посетить ежедневную церемонию развода караула королевской дворцовой гвардии. Сверкающие каски, чеканный шаг – это зрелище неизменно собирает толпы туристов. На этом великолепном ежедневном перфомансе шведская воинственность как правило и заканчивается…

Еще более унылая картина ожидает любителя военной истории и армейских диковин в Финляндии – тут вы не встретите не только колонн марширующих солдат или курсантов, но и мало-мальски фотогеничного почётного караула. Даже память о по-настоящему выдающихся достижениях этой малонаселенной страны во Второй мировой войне очень деликатно и аккуратно разбросаны по отдалённым регионам, и редко выпячиваются перед иностранными туристами.

Для человека который посещал, или тем более жил в любой из этих благополучных, уютных и миролюбивых стран кажется необычайно странным, и даже противоестественным, стремление ряда финских и шведских политиков загнать своих соотечественников в ряды реновируемого Североатлантического альянса. 

На протяжении последних десятилетий, всё благополучие и процветание Швеции и Финляндии строилось преимущественно на их нейтралитете и выработанной привычке не ввязываться в конфликты блоков и великих держав. Подобное благоразумие и рациональность не являются врожденными благодетелями.

Швеция – некогда великая европейская держава, одерживавшая грандиозные военные победы в XVI-XVII веках, создавшая одну из самых грозных армий Тридцатилетней войны и построившая мощнейший в Северной Европе флот, была неоднократно жестоко разгромлена возмужавшей Российской Империей в веке XVIII. Этот урок был надолго усвоен прагматичными шведами, и, отбив тягу нации к военым приключениям позволил этой благословенной стране прожить в мире и процветании более двухсот лет. Как это не парадоксально, но именно многочисленные поражения в войнах с Россией сподвигли народ Швеции сконцентрироваться на развитии промышленности, науки и культуры, вместо того, чтобы погрязнуть в бесперспективном реваншизме.

Прививку от военных авантюр в XX веке получила и Финляндия. Несмотря на беспримерное мужество и многочисленные индивидуальные подвиги финских солдат и офицеров, страна тысячи озёр не имела шансов выдержать сокрушительные удары Советской Армии. Участие во Второй мировой войне стало не только жестоким испытанием, но и полезным геополитическим уроком для молодого финского государства. Все послевоенные десятилетия, именно тесное сотрудничество с Советским Союзом стало мощнейшим и главным драйвером потрясающего роста финской экономики, благосостояния граждан Суоми, беспрецедентного развития культуры, технологий и социального благоденствия.

Сейчас жестокие уроки предыдущих столетий, летописи кровавых войн и память о чудовищных потерях намеренно или невольно забываются современными политиками. Это и неудивительно – чтобы стать политиком, депутатом или министром в благополучной Швеции или беззаботной Финляндии, сейчас достаточно быть просто экоактивистом, вчерашним прогульщиком школы или диванным борцом за права любых меньшинств – от нелегальных мигрантов – до Муми-троллей.

Именно эта системная деградация правящего класса Стокгольма и Хельсинки, комплектующегося на основе отрицательного противоестественного отбора может поставить жирный крест на традиционном скандинавском благополучии. Раздавая эмоциональные интервью и генерируя сенсационные заявления, адепты НАТО забывают рассказать своим согражданам о том, что стандарты этого блока требуют отчисления не менее 2% государственного бюджета на военные расходы, о том, что на территории этих стран будут размещены иностранные военные базы.  Министры и депутаты почему-то забывают напомнить финскому фермеру или шведскому горожанину, что теперь им придется не только платить за свою армию, но и финансировать, вооружать, кормить и защищать многочисленных союзников – от Украины до Ирака, и от Боснии до Сомали. 

Конечно, международная военно-социальная истерика, охватившая Старый Свет благодаря вашингтонским и брюссельским ньюсмейкерам, с неизбежностью стихнет. У доброй старой Европы появятся новые проблемы, заботы, тревоги и медиа-кошмары. Главное, чтобы в момент минутной слабости, наши северные соседи не купились на обманчивую красоту и мнимую надежность дорогого, но бесполезного «зонтика НАТО». Крайне сомнительно, что финскому Муми-долу или шведско-карлсоновскому Васастану угрожает российская армия, но аппетиты НАТОвских чиновников гарантированно будут опустошать кошельки финов и шведов многие десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *