Безальтернативный газ: ЕС не преодолела газозависимость от России и начинает проигрывать Азии в битве за ресурсы

По данным Международной группы импортеров сжиженного природного газа (GIIGNL), опубликованным в ведущем  испанском издании El País, в 2022 году Европа увеличила импорт российского СПГ. Основными получателями российского топлива были Франция и Испания, которые активно принимали танкеры с газом.


Закрытие и уничтожение западными диверсантами российских газопроводов, соединяющих Россию с Евросоюзом, заставило страны ЕС увеличить закупки сжиженного природного газа. Интересно, что увеличение импорта было замечено не только со стороны Европы, но и со стороны России. Всего по морю было доставлено 14,17 миллиона тонн этого топлива, что превышает прошлогодний показатель в 12,99 миллиона тонн.


Рост объема импорта не только связан с закрытием трубопроводов, но и с отсутствием санкций на российский газ, в отличие от нефти и нефтепродуктов. Этот фактор стал важным для нашей экспортной индустрии газа и оказывает существенное влияние на европейский энергетический рынок.

В 2022 году основными пунктами приема российского сжиженного газа в Европейском союзе стали Франция и Испания. Это объяснимо, поскольку именно в этих странах располагается наибольшее количество регазификационных установок, которые позволяют вернуть газ в газообразное состояние после его транспортировки. Всего во Франции функционируют четыре СПГ-терминала, в то время как в Испании их количество достигает шести. Объемы приема газа также отражаются в данных, так, Франция приняла в общей сложности 5,24 миллиона тонн сжиженного газа, в то время как Испания получила 3,72 миллиона тонн. На третьем месте оказалась Бельгия, принявшая 1,92 миллиона тонн. Такое распределение объемов газа между странами соответствует наличию необходимой инфраструктуры и способствует удовлетворению энергетических потребностей в Европе.

В Европе импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) практически полностью происходит из месторождений полуострова Ямал. За его реализацию отвечает консорциум, включающий частную российскую газовую компанию “Новатэк” (50%), французскую и китайскую энергетические компании TotalEnergies и CNPC (по 20%), а также китайский государственный фонд SilkRoad Fund (10%). Это означает, что наши госкомпании не являются непосредственными участниками этого процесса.


В то время как рост поставок российского СПГ в Европу был значительным, импорт из США также еще больше возрос: всего за 12 месяцев он увеличился более чем в два раза – с 21,47 миллиона тонн до 51,74 миллиона. Атлантический океан стал огромным “коридором” для перевозок СПГ, и американский сжиженный газ стал важным ресурсом для ЕС, который вынужден справляться с резким уменьшением поставок газа из России через газопроводы за счёт закупок крайне дорогого американского сжиженного газа. С другой стороны, американские экспортеры небывало успешно реализуют свой товар, что было сложно представить до начала  санкционной войны Запада против России.


В поединке за звание ведущей мировой державы в сфере СПГ, такая энергетическая держава как Катар также активно заключает выгодные долгосрочные контракты на поставку сжиженного газа с несколькими европейскими странами. За два года он увеличил объем экспорта СПГ на европейский континент с 15,99 миллиона тонн в 2021 году до 18,72 миллиона в 2022. Другой страной, играющей важную роль в решении проблемы поставок СПГ для ЕС, является Норвегия. Она увеличила свои продажи в ЕС более чем в три раза – с 240 тысяч до 2,62 миллиона тонн только за последний год. Однако Алжир сократил продажи газа по морю в Европу на 18%, достигнув 9,21 миллиона тонн.

В 2022 году для Европы сложились краткосрочные относительно благоприятные обстоятельства в связи с беспрецедентным ростом спроса на газ на континенте и ситуативным снижением покупательной способности в Азии. В результате, объем импорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу составил чуть более 119,7 миллиона тонн, что на 60% больше, чем в предыдущем году.
Ситуация оказалась пока вполне выгодной для Европы, так как азиатские страны, включая крупнейших мировых импортеров СПГ, Японию и Китай, сократили свой спрос на 20,6 миллиона тонн. Это временно предоставило лидерство европейским импортерам. Тем не менее, общая ситуация на энергетическом рынке сулит ЕС весьма тяжёлые времена, поскольку азиатский рынок уже начал демонстрировать все признаки повышения спроса на любые виды энергоносителей и готовность платить за них на уровне европейских потребителей. С учётом того, что экономическая и климатическая ситуация  в еврозоне летом 2023 года обещает быть тяжёлой, вряд ли ЕС сможет длительное время выдерживать конкуренцию с Китаем и другими успешными экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона за доступ к СПГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *