Культурная жизнь Петербурга обогатилась Африкой

26 и 27 июля петербургский Манеж будет открыт только для участников российско-африканского форума, а уже с субботы с уникальной экспозицией «Перевернутое сафари» смогут ознакомиться горожане. После завершения ключевых мероприятий Второго саммита «Россия – Африка» выставка снова станет доступна для всех посетителей и будет работать до 3 сентября. Сюда можно приходить и поодиночке, и семьями, и на индивидуальные экскурсии. Посетить выставку стоит хотя бы потому, что ничего подобного прежде в Петербурге не выставляли одномоментно: здесь более трехсот произведений современного африканского искусства, совершенно многим петербуржцам до того неизвестного. Зрители чаще всего не могут удержать от замечания: «Интересно!», и поясняют – работы такие необычные, наполнены таким удивительным оптимизмом и энергией, что хочется в Манеж вернуться.


Стержень всей экспозиции, как и африканского искусства в целом – человек с его древними корнями и современными проблемами. Большинство работ, вне зависимости от жанра, – о свободе от рабства, наследия колониального прошлого, и от предрассудков.
Начинается выставка с весьма символичной инсталляции: на мраморном полу Манежа чередуются мешочки с зерном и сложенные пирамидками куски краснозёма, почвы африканских саванн. Зритель словно шаг за шагом продвигается по этой жарко-красной земле вглубь древнего континента, колыбели человечества, вдоль раскрытых мешков с зерном – свидетельством и олицетворением жизни и труда населяющих эту землю людей.


«Перевёрнутое сафари», по замыслу организаторов, отражает необходимость отбросить клише, перевернуть стереотипы в отношении африканского искусства, дав художникам полную свободу самопрезентации. О тяжелом колониальном прошлом, которое еще предстоит изживать, в том числе средствами искусства, здесь говорят тоже необычно – на языке кофе и сахара.
Из них сложена инсталляция о корабле рабов: сложенный из кофе и забитый «пряничными человечками» каркас корабля, в трюмах которого в нечеловеческих условиях доставляли из Африки черных рабов, сделан по реальным схемам таких судов. Фигурки же по авторским чертежам изготовили уже в Петербурге, при участии местных кондитеров.


Очень необычно представлена на выставке и женская тема. Например, невозможно пройти мимо фотографий молодой художницы Летиции Кай из Кот д’Ивуара. На каждом фото – она сама и ее «ожившие» (с помощью инструментов и проволоки) волосы, воплощающие смелые идеи о месте африканской женщины в мире. То эти волосы превращаются в боксерские перчатки, то в агрессивных, как на голове Медузы-горгоны, змей, то в женские местоимения, а порой даже в символы «черного континента» – резную маску и африканского слона. Она создаёт из своих волос настоящие скульптуры, найдя свой, весьма нетривиальный способ высказаться о проблемах национальной идентичности и социальной справедливости.


Многогранная выставка, следуя своему названию, действительно переворачивает взгляд на африканское искусство, становится и поводом поразмышлять о будущем. «Россия, в отличие от Европы, никогда не была колонизатором Африки, и поэтому мы можем прямо друг другу в глаза без обиняков говорить о желании культурного сотрудничества и обмене художественным опытом», – отмечали на открытии организаторы.


Отметим также, что команда Манежа подготовила для сопровождения выставки, которая продлится весь август, также обширную просветительскую программу. Здесь будут идти разноформатные экскурсии, арт-медиации, лекции об африканском искусстве, открытые дискуссии. С расписанием можно ознакомиться на сайте Манежа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *