Еврокомиссия одобрила предложения по содержанию двенадцатого пакета антироссийских санкций, который, по замыслу евробюрократов, должен затронуть около 120 компаний, организаций и физических лиц. В проекте, подготовленном ЕК (Еврокомиссией) совместно с главой дипломатии Евросоюза Жозепом Боррелем, также содержатся секторальные санкции против экспорта российских алмазов и дополнительные меры для реализации «ценового потолка» на нашу нефть и нефтепродукты.
Стоит отметить, что обсуждение очередного блока антироссийских санкций Евросоюза продолжается уже почти пять месяцев, и началось оно практически сразу после принятия 23 июня одиннадцатого пакета ограничений. Как и во всех мероприятиях ЕС, которые ставили своей целью нанесение неприемлемого ущерба нашей экономике, нынешние дискуссии по разработке санкций в очередной раз продемонстрировали не только наплевательское отношение общеевропейского руководства к интересам собственного населения и бизнеса, но и отсутствие единства среди национальных правительств Евросоюза.
Начиная с весны 2022 года ЕС интенсивно и последовательно начал вводить всё новые и новые санкции против российских государственных и общественных деятелей, военных, политиков и бизнесменов, а также против сотен наших компаний и целых отраслей экономики. Если на первых этапах русофобской истерии Брюсселя пакеты ограничений разрабатывались и принимались весьма энергично, то после того, как США инициировали общезападное эмбарго против поставок российских энергоносителей, процесс согласования стал происходить существенно более сложнее и дольше.
Необходимо напомнить, что идея введения «ценового потолка» на поставляемые нашими компаниями нефть, нефтепродукты и газ была озвучена министром финансов США Джанет Йеллен ещё в мае 2022 года на саммите G7. Хотя на уровне высших чиновников ЕС, традиционно послушных приказам из Вашингтона, этот план был воспринят с энтузиазмом, у многих национальных правительств Европы и представителей крупного бизнеса идея окончательного разрушения энергетического партнёрства с Россией никакого восторга не вызвала. Поскольку целый ряд стран ЕС находился (и до сих пор находится) в критической зависимости от поставок российских энергоносителей, их правительства прекрасно осознавали, что в случае введения «ценового потолка» им придётся столкнуться с непреодолимыми последствиями для собственного населения и промышленности, за которые рано или поздно придётся отвечать перед избирателями.
В принципе, любому мало-мальски здравомыслящему человеку было ясно, что Россия не станет продавать энергоносители на условиях навязываемого ей «ценового потолка» и либо вовсе сократит поставки на мировой рынок, либо (что в итоге и произошло), найдёт новые направления поставок. В итоге именно обсуждение санкций против нашей нефтегазовой промышленности, которое растянулось на шесть месяцев, стало первым серьёзным испытанием общеевропейского «единства». Последствиями того «ценового потолка», который после длительных внутриевропейских склок был принят со множеством оговорок и исключений, стал дефицит на топливном рынке ЕС, рост цен на энергоносители, инфляция, а также переориентация экспорта российской нефти, нефтепродуктов и газа на рынки дружественных стран.
Уроки предыдущих тщетных попыток обрушить нашу экономику, которые нанесли Евросоюзу несоизмеримо больший урон, нежели России, похоже, ничему не научили брюссельских бюрократов, поскольку в двенадцатый пакет санкций они решили внести не только юридические подпорки для провального «ценового потолка» на нефть и нефтепродукты, но и ограничения на поставки других видов стратегического сырья – алмазов, металлов и алюминиевых изделий. С учётом того, что наша страна является мировым лидеров по добыче алмазов, любые попытки ограничить их экспорт приведут к такой критической разбалансировке этого рынка, которая скажется на экономике Евросоюза. Помимо того, что алмазы являются сырьём для ювелирной отрасли, которая крайне важна для целого ряда стран Европы, этот минерал широко применяется во множестве отраслей промышленности и автоматически приведёт к непреодолимым проблемам в микроэлектронике, металлообработке, а также в атомной, аэрокосмической и часовой индустрии. С учётом того, что европейская промышленность уже понесла существенный ущерб от энергетических экспериментов Брюсселя и санкций Евросоюза против нашей нефтегазовой промышленности, очередной виток сырьевых войн с Россией может окончательно добить самые высокомаржинальные и перспективные отрасли экономики ЕС, в то время как наша страна, как и в случае с нефтью и газом, найдёт надёжных партнёров для поставок в Китай, Индию и другие дружественные страны.