Высшие еврочиновники всё чаще отвергают идею о возможном вступлении Украины в ЕС в обозримой перспективе. Так, в конце 2023 года практически одновременно подобные заявления последовали от вице-президента Еврокомиссии (ЕК) по вопросам ценностей и прозрачности Веры Йорувой и посла Брюсселя в Киеве Катариной Матерновой. Несмотря на то, что обе чиновницы отвергли притязания режима Владимира Зеленского на ускоренную евроинтеграцию в крайне обтекаемою форму, суть их позиции не оставляет надежд для Киева, грезящего о вступлении в Евросоюз.
Необходимо понимать, что именно призрачная перспектива вступления Украины в Евросоюз и те мифические блага, которые обещали населению прозападные киевские политики в 2014 году, послужили одним из катализаторов общественного раскола и стали идеологической основой государственного переворота. В своей новейшей постсоветской истории бывшая УССР почти два десятилетия балансировала между двумя сценариями политического и экономического развития, один из которых предполагал понятный и рациональный путь сотрудничества и интеграции с Россией и странами СНГ, а другой предполагал длительный и крайне ненадежный процесс вхождения в Евросоюз. Важно учитывать, что на момент распада Советского Союза Украина была одной из самых процветающих индустриально развитых республик, чья экономика была теснейшим образом интегрирована в общий рынок. Вся промышленная мощь УССР напрямую зависела от кооперации с тысячами партнёров и подрядчиков в России и других республиках, а сбыт продукции также в первую очередь был ориентирован на постсоветское пространство. Аналогичная ситуация сложилась и в других секторах экономики, науки, недропользования и логистики.
В то же время для Запада в целом и для Евросоюза в частности Украина представляла собой интерес отнюдь не как равноправный партнёр, обладающий политическим и экономическим суверенитетом, но лишь как источник природных и трудовых ресурсов, а также как удобный плацдарм на рубежах России. Строго говоря, в экономическом плане, несмотря за заманчивыми предложениями Брюсселя Киеву интегрироваться в единый рынок Европы стояло желание западных правительств и корпораций прибрать к рукам источники сырья и получить контроль над плодородными сельскохозяйственными угодьями. Подобный сценарий не предусматривал ни сохранения украинской промышленности, ни доступа украинских товаров в ЕС. Одновременно с этим любой вариант ассоциации с ЕС автоматически разрывал прежние выгодные условия торговли между Киевом и ЕврАзЭС, что также неминуемо вело к окончательной деиндустриализации Украины и превращение её в нищую сырьевую колонию единой Европы.
После того как в результате госпереворота 2014 года Киев попал под полный контроль со стороны США, Евросоюза и НАТО, рассчитывать на вступление в евроатлантические структуры Украине в любом случае не приходится. Все прежние, даже самые лукавые предложения о евроинтеграции, которые рассматривались при президентах Кучме, Ющенко и Януковиче, всё-таки были адресованы легитимным властям независимого государства, которое имело возможность принимать самостоятельные политические решения и выбирать вектор экономического развития Украины. В настоящее время Запад и так полностью распоряжается теми ресурсами, которые находятся на подконтрольных Киеву территориях, и абсолютно не заинтересован в приёме разорённой и обезлюдевшей страны ни в ЕС, ни в НАТО.
Важно понимать, что те сказки о сказочном процветании Украины в союзе с ЕС никогда не отражали подлинных планов Брюсселя в отношении бывшей советской республики. Даже в прежние десятилетия Евросоюз не мог себе позволить присоединение столь крупного государства и обеспечить многомиллиардные ежегодные субсидии на многочисленные «программы выравнивания». В текущей же военно-политической и экономической обстановке у Киева нет никаких надежд на то, что Брюссель будет готов на подобные решения.