Санкционные грабли: Нефтехимические компании недружественных стран несут убытки

Антироссийские санкции США и ЕС ударили по нефтеперерабатывающим компаниям Европы и ряда азиатских стран. Как сообщает агентство Bloomberg, в тех странах, которые придерживаются введённого Западом правила «ценового потолка» на нефть из нашей страны, НПЗ, которые ранее получали российское сырьё, несут существенные убытки.

Напомним, что заявления о предстоящем введении нефтяного эмбарго против России прозвучали от политического руководства недружественных стран практически сразу после начала Специальной военной операции. Тем не менее положение нашей страны как крупнейшего производителя углеводородов и критическая зависимость Евросоюза от импорта нефти и нефтепродуктов не позволили оперативно ввести санкции против этой отрасли российской экономики.

В мае 2023 года Вашингтон анонсировал введение санкций против российских нефтяников в форме так называемого «ценового потолка». По замыслу американцев, западные страны должны были установить предельную планку стоимости для российской нефти, превышение которых обеспечивалось бы не только формальным запретом её закупки при превышении цены, но и целым рядом дополнительных барьеров. В числе искусственных барьеров при операциях, нарушающих санкции, предполагалось использовать запрет на фрахт танкеров и страхование морских перевозок для тех партий российской нефти и нефтепродуктов, цена которых превышает установленные Западом рамки.

Российское политическое руководство заблаговременно сообщило участникам мирового топливного рынка, что не допустит поставки сырья и топлива тем странам и компаниям, которые будут придерживаться русофобских правил Запада. Одновременно с этим наши нефтяные компании провели колоссальную работу по поиску партнёров в дружественных странах и перенаправлению экспортных потоков на новые рынки. Кроме того, понимая риски, связанные с возможными ограничениями фрахта танкерного флота и проблем в сфере страхования перевозок, в которой традиционно доминировали страховщики из недружественных стран, был предпринят целый комплекс мер для нейтрализации этих рисков. В частности, в кратчайшие сроки было обеспечено формирование достаточного тоннажа танкерного флота, способного заместить перевозчиков, подверженных влиянию противника.

Несмотря на решительное давление США, их союзники в антироссийском блоке на протяжении нескольких месяцев не могли определиться с содержанием и сроками принятия «нефтяного эмбарго». К тому моменту, когда Вашингтон, Лондон, Брюссель и ещё ряд недружественных России стран всё-таки согласовали введение «ценового потолка» на экспортируемые нами нефть и нефтепродукты, большинство объемов сырья и топлива уже были перенаправлены на новые для российских производителей рынки. Так, для Китая наша страна впервые стала вторым по значимости поставщиком сырой нефти, а объём поставок в Индию вырос, по различным сведениям, в 22 раза. Кроме того, наши нефтяные компании активно развивают сотрудничество с Турцией, странами Ближнего Востока, а также Африки и Латинской Америки.

Вместе с тем целый ряд бывших крупных покупателей российской нефти и нефтепродуктов, и в первую очередь страны Евросоюза столкнулись не только с естественным дефицитом предложения и роста стоимости сырья и топлива, но и с проистекающими из этого убытками собственных НПЗ и нефтехимической промышленности.

Множество европейских предприятий, десятилетиями закупавших российскую нефть, были технологически зависимы от её физико-химических характеристик, и переход на иные сорта сырья потребовал значительных инвестиций в переналадку оборудования и производственных циклов. Кроме того, поиск новых поставщиков на иных рынках закономерно привёл если не к дефициту нефти и нефтепродуктов, то к их значительному удорожанию. С учётом того, что нефтехимическая промышленность всегда была одним из флагманов европейской экономики, обеспечивавших значительные налоговые поступления, стабильность фондовых рынков и десятки тысяч высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, убытки от антироссийских санкций оказались весьма болезненными для всего Евросоюза.

Аналогичная ситуация сложилась и в ряде других стран, ввязавшихся по указке США в экономическую войну с Россией. Так, Япония, чья высокоразвитая нефтехимическая, фармацевтическая и металлургическая промышленность находится в критической зависимости от регулярности и стоимости поставок нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа, была вынуждена испрашивать в Вашингтоне специального дозволения на закупку российского топлива и сырья по ценам, превышающим санкционные барьеры.

Несмотря на все декларации об отказе от российской нефти и топлива, недружественные страны всё равно вынуждены потреблять огромные объёмы продукции российских сырьевых компаний, поскольку закупающие её дружественные государства в конечном счёте продают европейцам, американцам и японцам переработанную на своих предприятиях нефть из России. Таким образом, наша страна по-прежнему продолжает получать огромные доходы от экспорта сырья, а наши противники вынуждены покупать его со значительной наценкой, сталкиваясь при этом с логистическими проблемами и ухудшением собственного экономического и социального климата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *