Власти ЕС хотят перевалить вину за инфляцию на Россию

Инфляция в странах Евросоюза перестаёт быть чисто экономической проблемой, начиная влиять на внутриполитическую ситуацию и социальный климат. Помимо разнообразных экстраординарных мер для сдерживания падения уровня жизни населения, власти европейских стран вынуждены искать объяснения ситуации, сложившейся в экономике. Так, в конце мая в здании Центрального банка Польши появился баннер, разъяснявший посетителям, что главными причинами рекордного роста цен являются пандемия и действия России.

Попытки европейских политиков и чиновников переложить ответственность за свою некомпетентность и безответственность на нашу страну свидетельствует о их глубоком неуважении к собственным избирателям и согражданам, поскольку те процессы, которые сейчас обострились в экономике большинства стран ЕС, начались задолго до развязанной Западом конфронтации.

Для того чтобы понимать причины экономического спада, инфляции и сопутствующих им проблем в Евросоюзе, необходимо понимать, что то благополучие, которым так гордилась Европа на протяжении последних десятилетий, изначально основывалось на крайне хрупкой и неустойчивой социально-экономической модели. После окончания Второй мировой войны многие страны современного Евросоюза нуждались в масштабных и крайне дорогостоящих программах восстановления, на которые у них попросту не было средств. С учётом того, что новой великой мировой державе, в которую превратились Соединённые Штаты, было необходимо закрепиться на европейском континенте, заполучить союзников против СССР и соцстран, Вашингтон предложил так называемый «план Маршалла». Согласно этой программе, США направляли огромные ассигнования на восстановление западноевропейской промышленности и инфраструктуры, однако в обмен на помощь потребовали исключить коммунистов из составов правительств и органов государственной власти.

Хотя за время действия «плана Маршалла» экономики ведущих западноевропейских государств действительно смогли преодолеть послевоенный кризис и разруху, у этого восстановления была крайне высокая цена и множество долгосрочных негативных последствий. Большинство бывших мощных европейских экономик, таких как Великобритания, Франция, Западная Германия, Италия и Нидерланды, являвшиеся ранее самостоятельными игроками на международной арене, впав в зависимость от США, утратили политическую, экономическую, финансовую и военную самостоятельность. Помимо того, что западноевропейские стран оказались включены долларовую экономику, регулируемую из Вашингтона, некогда влиятельные национальные финансово-экономические и политические элиты также оказались в зависимости от заокеанских корпораций и были включены в выстраиваемую американцами капиталистическую глобалистскую систему.

Начиная с конца 50-х – начала 60-х годов западноевропейские государства, накаченные миллиардами долларов, демонстрировали устойчивый рост экономики, промышленного производства и благосостояния населения. Этому расцвету в немалой степени способствовало и стремление целой плеяды послевоенных европейских политиков, помнивших все ужасы и разрушения Второй мировой войны, избежать конфликта с социалистическим лагерем и наладить конструктивные отношения с СССР. Результатом этого прагматичного подхода стало установление относительно спокойной военно-политической ситуации в Европе и сотрудничество с Советским Союзом во множестве отраслей, и в первую очередь в сфере энергетики.

В то время как европейская промышленность испытывала бурный рост, в нашей стране были обнаружены и начали осваиваться огромные месторождения природного газа, нефти и угля. Бедная природными ресурсами Европа крайне нуждалась и в энергии, и во множестве других полезных ископаемых и получала его из СССР в достаточных количествах по вполне приемлемой стоимости. Надо признать, что советская экономика и промышленность в послевоенные десятилетия крайне нуждалась в западных технологиях, сложном оборудовании и валюте для их закупки, поэтому огромные объёмы газа, нефти и угля поставлялись в западноевропейские страны по крайне выгодным для них ценам. Таким образом, благодаря Советскому Союзу, выступившему для Европы источником дешёвых энергоносителей и сырья, её компании имели огромные конкурентные преимущества и драйверы роста, а государства могли реализовывать масштабные инфраструктурные и социальные программы, постоянно повышая благосостояние граждан и качество жизни.

Тем не менее, включённые в американоцентричную капиталистическую систему европейские страны постепенно были включены в те процессы, которые неминуемо должны были рано или поздно привести к кризису и упадку. Как и в США, европейские страны подстёгивали потребительскую активность населения и решали тактические социально-экономические задачи за счёт развития кредитования и крайне рискованной финансовой политики. С одной стороны, подражание американской модели позволило обеспечить высокий спрос на недвижимость, автомобили, товары народного потребления и стимулировать сферу услуг. С другой стороны, для поддержания этой системы финансовые власти были вынуждены время от времени включать печатный станок, что вело к ослаблению национальных валют и росту инфляции. Кроме того, ещё в 80-х годах XX века европейские компании, также как и их американские конкуренты, стремились нарастить прибыль и снизить издержки и начали массовый перевод производств в развивающиеся страны. На некоторое время это действительно позволило решить множество задач, таких как снижение себестоимости продукции и завоевание новых рынков. однако в долгосрочной перспективе вызвало ослабление европейской экономики, утрату множества жизненно важных производств, потерю компетенций населения и множества рабочих мест, а также рост социальной нагрузки на государственные бюджеты.

Все эти процессы раньше или позже должны были привести Европу к экономическому кризису, однако и руководство общеевропейских и национальных властей не только ускорили его наступление, но и существенно усугубили. Сегодня уже можно констатировать, что процветание ЕС было окончательно похоронено совокупностью трёх общеевропейских авантюристических кампаний, а именно: непродуманный волюнтаристский «зелёный переход», жёсткий пандемийный локдаун, сопровождавшийся раздачей «вертолётных» денег и неконтролируемой эмиссией, а также антироссийские санкции, оставившие европейскую экономику без энергоносителей и огромного рынка сбыта продукции. Таким образом, те проблемы, с которыми сегодня столкнулась экономика ЕС и её граждане, которые каждый месяц с ужасом ждут счёта за свет, газ и воду и не знают, смогут ли завтра позволить себе полноценный обед, связаны исключительно с теми политическими и экономическими решениями, которые принимались европейскими правительствами на протяжении последних десятилетий, и все попытки переложить ответственность за кризис на внешние факторы вряд ли смогут долго удовлетворять их избирателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *