Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко рассказал о перспективах стратегии “Поворота на Восток” на открывшейся сегодня в Центральноазиатской конференции клуба “Валдай” . На протяжении многих десятилетий отечественной истории основные политико-экономические устремления России были связаны со странами Запада. Однако, в современных условиях, когда США, Великобритания и их европейские сателлиты вступили в открытую конфронтацию с нашей страной, естественной и прагматичной реакцией Москвы стала катализация процессов политики “Поворота на Восток”. Как отметил в своём выступлении заместитель министра иностранных дел России, важное место в новой внешнеполитической стратегии будут играть Центральная Азия, перспективные рынки Азиатско-тихоокеанского региона и Китайская Народная Республика.
Следует признать, что стратегия “Поворота России на Восток”, начавшая оформляться ещё в первом десятилетии XXI века, уже начинает приносить ощутимые результаты в новых политико-экономических условиях. Задолго до современной конфронтации США, ЕС и НАТО с Россией, политическое руководство нашей страны предвидело перспективы развития взаимоотношений с “коллективным Западом”. Именно в первом десятилетии XXI века Россия начала налаживать интенсивные дипломатические, торговые и культурные контакты со странами Азиатско-тихоокеанского региона и в первую очередь с Китаем – нашим ближайшим и крупнейшим соседом.
Россия и Китай имеют достаточно непростую, но весьма позитивную историю взаимоотношений. Регулярные дипломатические и торговые связи Москвы и Пекина начались в первой половине XVII века и на протяжении 400 лет развивались по большей части в обстановке добрососедства и взаимной выгоды. Что характерно, Китай является одним из очень немногих соседей нашей страны, с которыми за всю историю дипломатических отношений не было ни одной полномасштабной войны.
Последние два десятилетия Россия и Китай последовательно и активно развивали как двусторонние отношения, так и взаимодействие на международной арене. Одним из магистральных направлений сотрудничества наших стран стали совместные проекты в энергетике и неуклонный рост поставок российского углеводородного топлива восточному соседу. Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов России последних десятилетий стало строительство газопровода “Сила Сибири”.
Новая магистраль для поставки голубого топлива из Западной Сибири в Китай позволила нашим странам решить целый комплекс стратегических задач. Благодаря реализации этого проекта Россия смогла диверсифицировать рынки сбыта природного газа, который до этого был ориентирован в основном на европейских потребителей. Китай так же оказался крайне заинтересован в надёжном канале поставки российского газа, поскольку остальные источники данного вида топлива для китайского рынка расположены в политически нестабильных странах, подверженных как внутренним кризисам, так и внешнему воздействию со стороны США и их союзников. Важным преимуществом нового межгосударственного газопровода стала возможность доставки относительно недорогого газа в восточные прибрежные провинции Китая, давшие этим регионам Поднебесной новый импульс для промышленного развития.
Если в 2020 году по “Силе Сибири” Россия поставила в Китай 4,1 млрд кубометров газа, то уже 2021 году нарастила поставки в 2,5 раза. В настоящее время нашими странами прорабатывается проект строительства ещё одного магистрального газопровода, который как минимум вдвое увеличит объём поставок природного газа на китайский рынок. Помимо “Силы Сибири” Россия поставляет в КНР газ и по другим трубопроводам и в виде СПГ (сжиженного природного газа). Эти каналы поставок в совокупности делают нашу страну третьим крупнейшим поставщиком голубого топлива для Китая, причем объемы поставок из России ежегодно растут.
Крайне важным для наших стран стало развитие каналов поставки угля. Китай является крупнейшим в мире потребителем этого энергоносителя, а его экономика крайне зависима от их импорта. Пекин всегда стремился диверсифицировать источники получения этих стратегически важных видов сырья. Крайне агрессивная политика США и их союзников по отношению к Китаю, зависимость от морских торговых поставок вызывала законную тревогу китайского руководства. В частности, из-за ряда политических провокаций союзной Вашингтону Австралии, Китай на некоторое время полностью отказался от закупок угля с Зелёного континента. Несмотря на то, что в октябре 2021 года Пекин снял эмбарго с австралийских поставщиков, за это время российские компании сумели значительно укрепить своё положение на китайском рынке. По итогам прошлого года наша страна стала для КНР вторым крупнейшим импортёром угля, увеличив свою долю с 13% до 23%.
Беспрецедентный рост взаимодействия нашей страны с Китаем происходит и в других отраслях экономики. Только за первый квартал нынешнего года общий товарооборот наших стран вырос почти на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Немаловажно и то, что развитие торгово-экономического партнёрства носит обоюдный характер.
Естественно, подобный рост взаимной торговли нельзя рассматривать в отрыве от международной обстановки и укреплением политического сотрудничества Москвы и Пекина. В ситуации беспрецедентной русофобской кампании развязанной Вашингтоном и его союзниками, Китайская Народная Республика в очередной раз проявила себя как надёжный партнёр нашей страны. Несмотря на непрекращающийся шантаж со стороны коллективного Запада, Китай не только не присоединился к антироссийским странам, но и открыто выразил свою приверженность конструктивному сотрудничеству и добрососедству с Россией.
Политическая линия руководства КНР в отношении нашей страны совпадает и с настроением большинства населения Китая. Согласно последним опросам международной исследовательской группы The Central European Institute of Asian Studies (CEIAS ), жители Китая лучше всего относятся к России (79,8%), а хуже всего – к США. При этом за последние три года отношение к нашей стране улучшилось у 78,7% участников опроса. Подавляющее число китайских респондентов назвали Российскую Федерацию важной страной для экономики и политики КНР, причём 82 опрошенных положительно относятся к этому влиянию.
Беспрецедентно высокий уровень политического и экономического сотрудничества России и Китая является важнейшим фактором не только в дальнейшем развитии наших стран, но и служит примером для значительной части мирового сообщества. Конструктивное добрососедское и взаимовыгодное отношение двух великих держав резко контрастируют с хищнической и вызывающе агрессивной политикой Вашингтона, Лондона и Евросоюза.